12 "Яко едиными усты вопияху..." Утвержденная
грамота Великого Московского Собора НИ
МОЛИТВЫ ПРАВЕДНИКОВ, ни подвиги терпения скорбей
сами по себе недостаточны для того, чтобы
обуздать, злокозненных бесов смуты,
зловещих демонов междоусобия и раздора.
Необходимо осознанное покаяние,
закрепленное соборным действием,
направленным на устранение причин,
породивших хаос. О том, сколь глубоким и
полным было такое осознание у русских людей,
переживших трагедию междуцарствия начала
XVII века, говорит сам текст итогового
документа Великого Московского Собора 1613
года — утвержденной единодушно Грамоты,
скрепленной "своеручными подписями"
всех делегатов. "Послал
Господь Бог Свой Святый Дух в сердца всех
православных христиан, — провозглашает
текст этого документа в первых же его
строках, — яко едиными усты вопия-ху, что
быти на Владимирском и Московском и на всех
государствах Российского Царства
государем, Царем и Великим Князем Всея Руси
Самодержцем великому государю Михаилу
Феодоровичу". На память невольно
приходят установления апостольского
собора в Иерусалиме, скрепленные словами:
"Изволися Духу Святому и нам..." Это
совпадение далеко не случайно. В обоих
случаях источником всякого благотворного
решения и законного постановления
признается и торжественно провозглашается
воля Божия, всеблагая и всесовершенная. В
основание Державы, в фундамент
государственной политики и гражданского
строя кладется та великая истина, о которой
Церковь ежедневно напоминает людям, взывая
словами заамвонной молитвы: "Яко
всякое даяние благо, и всяк дар совершен
свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов..." "Целовали
все Животворящий Крест и обет дали, —
продолжает Грамота, — что за Великого
Государя, Богом почтенного, Богом
избранного и Богом возлюбленного,.. души
свои и головы положити и служити верою и
правдою, всеми душами своими и головами". Не
человеку, не "высшему должностному лицу
государства", не племенному или
сословному вождю клялись наши предки в
верности на вечные времена. Нет! Они
присягали в верности Помазаннику Божию,
хранителю и сберегателю Заповедей
Христовых на просторах Земли Русской.
Потому-то и "заповедано", чтобы
избранник Божий, царь Михаил Феодорович
Романов был родоначальником правителей на Руси
из рода в род, С ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В СВОИХ
ДЕЛАХ ПЕРЕД ЕДИНЫМ НЕБЕСНЫМ ЦАРЕМ". Здесь
— истоки русского самодержавия! Нет на
свете уз крепче, нежели узы осмысленного
религиозного долга, нет и наказания
страшней, чем отлучение от Церкви —
врачевательницы падших человеческих душ,
надежной проводницы верующих ко спасению в
блаженной вечности. Поэтому "кто убо не
похощет послушати сего соборного уложения
и начнет глаголати ино, то таковой... по
священным правилам Св. Апостол и Вселенских
седми соборов... всего извержен будет, и от
Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых
Тайн приобщения, яко раскольник Церкви
Божией и всего православного христианства,
мятежник и разоритель Закону Божиего,
отвержен". Обратите
внимание, сколь глубока воцерковленность
сознания соборян! На всем пространстве
Грамоты нет ни одного слова ни о
национальных, ни о сословных основах
декларируемого государственного
устройства. Только о религиозных! Пред
Богом все равны, а потому "всяк человек...
кто пойдет против сего соборного
постановления — Царь ли, патриарх ли, да
проклянется таковой в сем веке и в будущем,
отлучен бо будет он от Святой Троицы". Подумайте,
люди русские — кто еще не потерял веры и
способности к духовному зрению, — не эта ли
клятва доныне тяготеет над нами после
страшного преступления изуверов в
Ипатьевском подвале? Не этот ли доселе
нераскаянный грех возбраняет нам
возвращение на естественный, исторически
преемственный путь развития страны — путь
служения Истине, путь Святой Руси? Оглянемся
на опыт минувших дней. Прислушаемся к
голосам предков. Вопросим собственную
совесть. Тогда, может быть, — обретем мы и
пути выхода из нынешней смуты, как
сумели обрести их триста восемьдесят лет
назад "выборные всея земли" делегаты
Великого Московского Собора 1613 года... Да
будет так!
|
|