13 КРИВОЕ
ЗЕРКАЛО "ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ" СОВРЕМЕННАЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ литература — особенно ее "серьезная",
академическая часть — поражает
непредвзятого читателя странным
сочетанием фактологической полноты,
тщательности и кропотливости с
удивительной концептуальной беспомощностью
и своеобразным "мировоззренческим
инфантилизмом", неумело скрываемым за
обилием специальной научной терминологии. Впрочем,
было бы несправедливо обвинять в таких
грехах исключительно современных
историков. Эта болезнь русской
историографии имеет давний и затяжной
характер. Уже
начиная с XVIII века (фактически — с момента
рождения "светской" исторической
науки, в корне отличной от церковного,
монастырского летописания) отечественные
исследователи нашего прошлого по какой-то
необъяснимой причине предпочитали
уравнивать исторические достижения
соборной русской духовности и державной
российской государственности с теми
естественными жизненными искушениями,
которые являются неизменными спутниками
грешного земного бытия как в судьбе
отдельного человека, так и в бытии целых
народов и государств. Более того, с течением
времени высший, промыслительный смысл
человеческого предназначения и вовсе
стерся в "прогрессивных" умах наших
ученых мужей, в результате чего каждый стал
кромсать прошлое России вкривь и вкось, как
только ему заблагорассудится, при свете
своего убогого "здравого смысла" и
набиравших силу материалистических,
богоборческих социальных теорий. Своего
логического завершения этот процесс достиг
в "советской исторической науке", для
которой вообще не существовало понятия
исторической добросовестности. Факты,
казалось, существовали лишь для того, чтобы
путем их избирательного употребления
конструировать идеологические подпорки
для ветшающих коммунистических догм. Надо,
однако, сознавать, что столь плачевное
состояние "исторической науки" в СССР
стало логичным и закономерным следствием
ее развития в России в XVIII и XIX веках. Уже в
трудах Карамзина (который, надо отдать ему
справедливость, все же не впадал еще в явное
социальное теоретизирование) можно найти
столь произвольные и яркие эмоциональные
обобщения русской старины, что, собранные
воедино, они рисуют Россию едва ли не как
"ад земной", кипящий беззакониями,
жестокостями и пороками. Преемники же
Карамзина — Соловьев, Забелин, Костомаров,
Ключевский и другие — при всей разнице их
личных научных позиций и политических
симпатий, значительно усилили этот
порочный методологический принцип в своих
исследованиях. Читая
их рассуждения о переломных, судьбоносных
периодах русской истории, знакомясь с теми
выводами, которые они делают из этих
трагических и одновременно героических
событий (будь то Смута, Раскол или эпоха
Иоанна Грозного), неизбежно впадаешь в плен
мучительного сердечного недоумения: что же
такое Россия? Проникаясь порой доверием к
столь авторитетным выводам и оценкам, разум
беспристрастного читателя оказывается
перед неразрешимым противоречием между
величественными результатами
исторического бытия Руси и ее
беспросветной "отсталостью", столь
безоговорочно признаваемой и так ярко
описываемой на страницах многотомных
исследований и монографий. И в самом деле: как же русский народ, столь склонный (если верить нашим гореисторикам) к анархии и произволу, столь ленивый, косный и непредприимчивый, столь равнодушный к личной свободе и правовым нормам общежития, — сумел построить величайшую в мире Державу, не только первую по величине занимаемой территории и составу вошедших в нее племен, но и самую устойчивую исторически, вот уже пять столетий подряд являющуюся "гармонизатором" огромного евразийского геополитического региона? Как
этот невежественный народ сумел создать
богатейшую культуру, плодами которой — в
области литературы и философии, живописи,
поэзии и архитерктуры — до сих пор питается
одряхлевший и изверившийся Запад? Как
умудрился русский человек одолеть страшную
духовную заразу интернационального
коммунизма, который не только не смог
разрушить российскую государственность, но
— вопреки собственной природе — оказался
вовлеченным в державное строительство
Империи, поставившей под свой контроль
полмира и открыто претендовавшей на вторую
половину? Как, наконец, этот странный народ
сумел сохранить Православную веру и святую
Церковь, идеалы нестяжательства и
милосердия, мужества, смирения и
жертвенности — несмотря на страшнейшую
богоборческую тиранию, перед ужасами
которой блекнут даже языческие гонения
римских кесарей на первых христиан? Как
Святая Русь, подножие Престола Господня и
земной удел Матери Божией, может
одновременно, в одном и том же месте
сосуществовать с вертепом разбойников и
лихоимцев, с игралищем властных самодуров (а
именно такой представляется Россия со
страниц многочисленных "Историй..." и
"Курсов лекций...")? Ни ум,
ни сердце не находят выхода из этого
страшного противоречия на путях
рационализма и материалистического
понимания истории. Для его разрешения
необходим исход в иное, духовное разумение
жизни, хранимое Священным Писанием,
святоотеческим преданием и всей
апостольской полнотой церковного
вероучения... Христианство
категорически не приемлет так называемого
"нравственного дуализма",
утверждающего пагубное заблуждение о
равновеликости добра и зла. Добро,
тождественное Истине и Любви, есть Сам Бог
во всемогуществе Своем, прослительно
обращающий даже грехопадения искаженной
страстями человеческой природы на пользу
людям — даруя им возможность спасения и
обретения вечной жизни через таинство
покаяния. Зло же не имеет сущности. Оно есть
лишь искажение Божественной гармонии
мироздания, прискорбное отсутствие
благодати Божией (так не имеет
самостоятельной силы тьма, являясь лишь
отсутствием света), отвергаемой той частью
разумных тварей, которые сознательно и
свободно отвергают Бога в безумии гордыни и
гибельного тщеславия. Только
при таком мировоззрении можно разгадать
многочисленные загадки бурной русской
судьбы, проникнуть в ее таинственный,
сокровенный смысл. Только так наше прошлое
становится поучительным и понятным, более
того — родственно близким и любимым для
каждого благонамеренного исследователя.
Так исчезает пропасть неумолимого времени,
и торжество живой веры позволяет осознать
величие жизненного подвига равно Грозного
царя Иоанна Васильевича и якобы
замученного по его приказу правдолюбца
Филиппа — митрополита Московского. Высшую
правду Тишайшего властелина России Алексия
Михайловича и его "собинного" друга, а
затем опального противника и обличителя
патриарха Никона. Проясняется значение в
судьбах России святого старца Серафима
Саровского, царя-мученика Николая,
непобедимого Жукова, страшного Сталина и
карикатурных, фарсовых фигур нынешней
русской смуты... Правда,
содержащаяся в каждом из них, принадлежит
Богу, Который есть единственный Источник
всяческих благ, равно земных и небесных.
Ненависть же, беззаконие и ложь есть
злобное диавольское искушение, навеянное
врагом рода человеческого и гонителем
всякой истины, "человекоубийцей искони",
по слову Священного Писания. Обидно,
что русские историки (а вслед за ними — и
политики) последних двух столетий так и не
сумели подняться до осознания меры
высочайшей ответственности своего
служения. Их труды — увы! — становились
источником заблуждений для сотен тысяч и
миллионов россиян, терявших понимание
высшего смысла существования России и,
соответственно, духовный иммунитет против
разрушительных социальных теорий и чуждых
"ценностей" богоборчества, русофобии и
воинствующего индивидуализма.
Поврежденный безверием взгляд на русское
прошлое, концентрируясь на зле и не умея
правильно объяснить себе его происхождение
и природу, привел в конце концов к
воплощению этого концентрированного зла в
реальной российской действительности XX
столетия. Теперь
мы должны переломить сии пагубные
тенденции нашей жизни. Необходимым этапом
на этом пути станет возврат отечественной
истории ее священного смысла, ее
нравственного величия и естественной
духовной полноты. Но не изуродованный "политической
целесообразностью" очередной конъюнктурный
труд профессиональных идеологов, не
испорченные оглядкой на "прогрессивность"
и псевдонаучную состоятельность работы "кандидатов
в доктора"должны быть положены в
основание грандиозной работы по
концептуальному пересмотру тысячелетнего
российского бытия. Нет — лишь настоящая
научная добросовестность и неподверженная
политической конъюнктуре любовь к
Отечеству смогут завершить этот тяжелый,
порой мучительный и болезненный процесс —
в тесном союзе с Верой, Надеждой и Любовью —
тремя главными христианскими
добродетелями, позволяющими смотреть на
мир здраво, прямо и без искажений! Тогда
же, когда мы сумеем добиться реабилитации
духовного смысла российского бытия,
осознания промыслительного содержания
нашего прошлого и настоящего, когда будет
закончена эта нравственно-религиозная "дезинфекция"
современной идеологии российского
возрождения — сбудется над Русью и
пророчество святого Псалмопевца-Пророка:
"Не приидет к тебе зло, и рана не
приближится телеси твоему, яко Ангелом
Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех
путех твоих. На руках возмут тя, да не когда
преткнеши о камень ногу твою: на аспида и
василиска наступиши, и попреши льва и змия..."
(Пс. 90:14-16). В Святом
Евангелии о том же сказано: "Змия возмут;
аще и что смертное испиют, не вредит их..."
(Мк. 16:18). Продолжение следует
|
|