|
Удар по Русской школе. Выдающийся
русский ученый, мыслитель и публицист
Дмитрий Иванович Менделеев не уставал
повторять: «Школа составляет громадную
силу, определяющую быт и судьбу народов и
государств, смотря по основным предметам и
по принципам, вложенным в систему школьного
образования». Судьба русского народа
впрямую зависит от судьбы русской школы.
Именно ее-то и ставит под удар готовящаяся
реформа образования, за которую рьяно
взялись право-либеральные силы. Эту
проблему обсуждали с нашим корреспондентом
писательница Ирина Ивановна Стрелкова,
доктор филологических наук, академик
Всеволод Юрьевич Троицкий и директор школы
№ 141 г. Москвы Лилия Николаевна Погодина. Корр.:
Ирина Ивановна, вы сегодня были на
парламентских слушаниях, где Ирина
Хакамада, большой, конечно, «русский
патриот», представляла тезисы, наметки,
принципы новой реформы образования. Каковы
ваши впечатления? И.И.
Стрелкова: Очень печально, что за
образование взялись правые силы. Выступали
Хакамада, Явлинский, Немцов - они не давали
слова директорам, учителям, а сами
выступали с обычной своей болтливостью.
Очень деловые люди. Они начали серьезный
подкоп под русскую школу. Это идет у них, как
говорится, единым пакетом: разрушить школу,
образование, преподавание русского языка...
С одной стороны, они хотят создать элитные
школы для своих детей, с другой - школы для
прочих, но при этом хочется разрушить и
систему образования для бедняков. Я
убеждена, что наши государственные школы
при существовании большого количества
частных давали более глубокие знания. -
Я бы сказал, что они и социально больше
давали, потому что мы знаем, что такое
частные школы, где потакают ребятам, а вот
дух соревнователъности, коллективизма, то,
что так свойственно русскому человеку, -
уходит. Общинность
- это ведь тоже давала государственная
школа. И.С.:
Это давал урок литературы. Я хочу сразу
перевести разговор на свою любимую тему Вот
учебник литературы XX века - это уникальный
случай в истории русской школы. Книгу
написали и составили писатели. Она у нас
пока никаких экспертных комиссий не
проходила, но пользуется огромным успехом,
сделана она под редакцией В.В. Кожинова. Эта
книга не только о литературе - о жизни,
воспитании, духовности. -
Директорам не дали слова, а если бы дали,
что бы вы сказали, Лилия Николаевна, самое
главное - как директор школы? Л.Н
Погодина: Большое беспокойство вызывает
сейчас у всего учительства следующий
момент. В десятом пункте плана мероприятий
нашего правительства написано о том, что
нужно деньги федерального бюджета
разделить так, чтобы на федеральный уровень
поменьше, а на региональный - побольше,
но это все разговоры. Нам министр
образования Филиппов дает на обсуждение
школы так называемый базисный учебный план.
В чем суть его? Если у нас сегодня на русский
язык и литературу, на развитие речи с
первого класса идет 8-9 часов, то теперь
планируется 3 часа. Государство оставляет
лишь следующие предметы: русский язык - 3
часа (в старших классах -2 часа), математика -
4 часа (а она у нас сейчас б часов), физика
идет в национальном региональном плане (?!).
Поэтому федеральный компонент, то есть
государство, ответственности не несет.
РУССКОЙ литературы у нас сейчас нет нигде.
Литература идет как национальный
региональный компонент. -
Многие
читатели не понимают, что это такое: с
федерального статуса снизить литературу на
региональный уровень. Л.П.:
Если бы в плане стояла русская литература,
то понятно, что в регионах русскую
литературу должны изучать как единый
стандарт, здесь же разговор идет о
региональном: Татарстан, Мордовия, Чувашия.
У них есть писатели, они имеют право
преподавать свою литературу не касаясь
русской. -
То есть, например, Татарстан имеет право
преподавать Тукая, но Пушкина, которого
Тукай переводил, из которого он и вырастал, -
может не преподавать? Л.П.:
Совершенно верно. А история? Все наши
духовно-нравственные предметы воспитания,
патриотизм и гражданское сознание - в нашем
федеральном компоненте. У нас история тоже
опущена на национальный региональный
уровень. Вы подумайте! Если в республиках
будут изучать только свою историю, только
краеведение, что они и делают, какая Россия
останется? И.С.:
Так мы будем изучать только Салавата Юлаева
и Пугачева, а Суворов и Екатерина? И самое
страшное, что государство Российское
лишается единого общеобразовательного
стандарта. Государство лишается
культурного пространства. А русские люди,
которые живут там, в том же Татарстане,
Чувашии, - их почему лишили своей культуры,
своей истории? Неужели это не понимают
члены правительства? -Думаю,
хорошо понимают, поэтому так и делают.
Хочется, чтобы практик, который не потерял
связь со школой, занимается и наукой и
составлением учебных пособий, высказал
впечатления о сегодняшнем уровне
преподавания родной литературы, родного
языка. Надо помнить, что нас не просто 85
процентов русских, но что это -
государствообразующие предметы. Без
культуры общей, без языка - вообще все
рухнет.
В.Ю. Троицкий: Вы правы, Русский Дом
включал в себя все народы, но Русский Дом
для меня прежде всего - русская литература,
русский язык. И если хотите - православие,
которое также позволяло существовать всем
религиям как самая терпимая религия. Против
всего этого, по существу, и направлены
реформы, которые разрушают единое
государственное пространство, то лоно
литературы, в котором вырастали,
взаимодействовали, соединялись все народы.
Но разрушается и самый предмет литературы,
потому что главные произведения классики
оттесняются, начиная уже с младших классов.
Александра Пушкина почти что нет, а
Александр Галич - в корпусе программы.
Например, стихотворение Симонова «Ты
помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», которое
действительно говорит все о войне, - для
внеклассного чтения, а Жванецкий - в корпусе
программы. Это издевательство над здравым
смыслом под предлогом плюрализма идет в школу
Этому противостоят такие книги, о которых
говорила Стрелкова, - книги, которые
сохраняют духовную традицию. В том числе,
надеюсь, моя книга «Словесность в школе». -
На слушаниях шел разговор, например, о
роли православия и мусульманства, о главных
конфессиях, которые в идеологическом
смысле выходят снова на первый план. И.И.:
Это очень важный вопрос. Дело в том, что
сегодня школа освобождена от обязанности
воспитывать. Министр образования начал
говорить о том, что мы, мол, вернем в школу
воспитание, но ничего не вернули: ни
нравственное воспитание, ни духовное.
Единственное, что навязывают, - это половое
воспитание. Вообще, если говорить о
воспитании детей, о возможности
Православной Церкви общаться со школой - то
с великим трудом заключено такое
соглашение между министерством
образования и Патриархией: можно будет
проводить совместные занятия. И все же
всячески препятствуют этому. Или
навязывают хеллуины. Л. П.: Наша школа строит свою воспитательную систему на русской культурной традиции. У нас есть свои особенности. Мы вырабатываем систему духовно-нравственного воспитания. У нас удивительные люди, хорошие учителя, у нас есть замечательные воспитатели. У нас много интересных кружков, клубов, но, увы, наша воспитательная система не нужна Министерству образования. *** Но
разве Министерство образования, фракция
СПС в Госдуме или даже все государственные
чиновники - главные судьи в вопросе, какая
школа нужна России? Мы ждем откликов
читателей! РУССКИЙ ДОМ № 2 2001 |
|