|
ПО СТОПАМ ПЕРВОЗВАННОГО АПОСТОЛАфрагмент книги Ю.Воробьевского "Падут знамена ада"
Исполнившись Духа Святого, Апостолы по
завету Господа нашего Иисуса Христа вышли
на проповедь Благой Вести всем языкам. По
церковному преданию, св. Андрею Первозванному
в жребий досталась Скифия. Какой
же была та таинственная, хладная страна, что
была оглашена первым Христовым Апостолом?
Отец истории Геродот описывал скифский
квадрат, в основании которого лежал
северный берег Черного моря, а боковые
грани уходили прямо на север от устьев
Дуная и Дона соответственно. Длина каждой
грани равнялась, примерно, четырем сотням
километров. Северная грань квадрата
находилась в стране мрака, где снежные
хлопья представлялись Геродоту
белоснежными перьями неведомых птиц страны
полунощной. Но за последующие пятьсот лет
от времен "отца истории" скифский
квадрат значительно раздвинул свои границы.
Античный мир знал уже и Скифский океан —
Балтийское море. Имел смутные сведения об
Уральских горах. А северная граница суровой
и загадочной Скифии терялась за священными
Рифейскими горами. Там, в стране
Гиперборейской, свод небес венчали Семь
мудрецов и Матица — Созвездие Большой
медведицы и неба "гвоздь", Полярная
звезда.
Наступали
времена, когда квадрату скифскому суждено
было свыше стать основанием Престола
Отца Небесного, уделом Пресвятой
Богородицы. По
преданию, св. Апостол Андрей плыл из
Херсонеса Таврического вверх по Днепру-Славутичу.
Поднявшись на киевские горы, он с учениками
поставил деревянный крест, и, благословив
горы над Днепром, предсказал, что в стране
этой просияет вера Христова и Бог
воздвигнет храмы многие. Сейчас на месте
первого Креста стоит лучшее творение
архитектора Растрелли: Андреевская церковь.
На одной из стен — прекрасная картина: на
фоне мрачного и сурового пейзажа проповедь
святого Апостола слушают задумчивые
белокурые люди. По давней догадке историков,
многие из этих сумрачных исполинов могли
отправиться вместе со святым Андреем далее
к таинственному северу, помогая оглашать
землю, которой Господь судил стать Святой
Русью. От гор
киевских Апостол пришел к Словенску
Великому, предшественнику Господина
Великого Новгорода. Далее предание гласит,
что направился он с учениками к священному
острову словеноруссов, где были главные
капища Велеса и Перуна. По дороге св. Андрей
благословил край тот и оставил посох свой в
селе Грузино, что на Волхове. Дерзновенно
позволим себе предположить, что священная
реликвия была оставлена первой
христианской общине. И что семена истины,
брошенные Первозванным Апостолом в землю
гиперборейского севера, не пропали, не были
выморожены языческим суеверием наших
предков. Предания пращуров и Церкви не
позволяют нам малодушно усомниться в этом
лишь по причине отсутствия точных на то
указаний в летописи преп. Нестора и в трудах
академиков минувшего столетия. Итак,
путь св. Андрея лежал к Валааму [I]. Историки
Русской Православной Церкви считают, что в
основе этого названия лежало имя
славянского бога Велеса, которого св.
Апостол и его спутники могли отождествить с
библейским Ваалом. А затем пришлые карелы
исказили слово "Ваал" на свой лад. Прибыв
на Валаам, Апостол благословил скалы
каменным крестом, который был вытесан
учениками. Крест на этом святом месте стоит
и поныне. В течение двух последующих
тысячелетий он только обновлялся. Предание
говорит о том, что, обратив в веру Христову
жрецов Велеса и Перуна, св. Андрей разбил с
их помощью капища и основал первый на Руси
монастырь. Этой христианской общине он
оставил и многих своих учеников. В
древнейшей рукописи "Оповедь",
хранившейся в монастырской библиотеке
Валаама, об этих событиях сообщалось: "Св.
Андреи от Иерусалима прошел Голядь, Косог,
Родень, Скеф, Скиф и Словен смежных лугами,
достиг Смоленска, н ополчений Скоф и
Славянска Великого, и Ладогу оставя, в ладью
сев, в Бурное вращающееся озеро на Валаам
пошел, крестя повсюду н поставлял по всем
местам кресты каменные. Ученики же его Сила,
Фирс, Елисеи, Лукослав, Иосиф и Косма
повсюду сделали ограды и все посадники
доезжали от Словенс-ка и Смоленска, и многие
жрецы окрестились и капища Перуна н Велеса
разрушили и уничтожили". Безценны
эти строки для верующего русского сердца.
Что за восхищение охватывает душу, когда мы
читаем безспорно славянские имена среди
спутников св.Андрея, — Силы и Лукослава
[2]! Соблазн
и безумие для доморощенных неопаганиетов
свидетельство "Оповеди". Они ищут
жреческий слой словеноруссов среди темных
колдунов сельских низов и не понимают
очевидного: славянское жреческое сословие,
в лучших своих представителях, равно, как и
воинское, первым приняло Христа. (Остатки
единобожия у наших языческих предков видны
и в спорной с научной точки зрения "Велесовой
книге"). О
пребывании св. Андрея на Валааме говорит и
другой па мятник древности: "Вселетник"
киевского митрополита Ила риона 1051 года,
оригинал которого утерян. Во "Вселетнике
говорилось: "Ноября 30-го св. an.
Всехвального Андрея Первовозванного и
Церкви поборника восхвалим: зане, якоже
древ тому прийти в Киев,
Смоленск, Новгород, Друзино (Грузино и Валаамо)"
[З]. Мы берем на себя
смелость утверждать: христиане! на острове
дожило в виде монашеской общины вплоть до X
века, до прихода из Ростова святых Сергия и
Германа. В "Оповеди" есть
свидетельство этому. На острове
существовала до времени св. Сергия
государственная система и вече, по образцу
новгородского. "Вселетник" говорит о
семи судебных истцах при вече. До Х века на
Валааме была своя монета и законы каких-то
двенадцати князей! Уж не двенадцати ли
Апостолов?! Из
жития Авраамия Ростовского мы знаем: уже
при св. Ольге на острове существовало
монастырское братство! "Вселетник"
повествует также о том, что мощи свв. Сергия
и Германа должны были быть открыты в
древнее время, так как в 1050 году они
переносимы были из Валаама в Новгород уже в
третий раз! Чудны
дела твои, Господи! Далекий и суровый
северный остров имеет почти
двухтысячелетнюю безпрерывную
православную историю. На
Валааме был найден удивительной, сложной
формы костяной крест. (Сейчас он является
эмблемой Православного Валаамского
Общества в США и Канаде). Из "Оповеди"
мы узнаем, что о Валааме знали и в Чужих
землях, а в случаях опасности многие искали
спасения на нем; что, наконец, и каменный
крест св.Андрея Первозванного сохранялся
там до времени преподобного Сергия
Валаамского. Да,
Валаам - наша древнейшая духовная родина.
Исстари принадлежавший славянам, он
состоял в союзе со Словенском Великим —
Господином Великим Новгородом. Только
укоренением здесь монастырской традиции
можно объяснить, что вслед за созданием в 1030
году Юрьева монастыря, уже в XII веке по числу
обителей Новгород намного превзошел Киев и
Чернигов вместе взятые. И если этот процесс
в Киеве был изначально инициирован Афоном,
то здесь, на севере, несомненно, — Валаамом. Духовная
связь первого русского монастыря и первой
русской столицы никогда не прерывалась. И в
XIV веке свт.Феоктист Архиепископ
Новгородский (с 1300 по 1310 года), радел о
благоустроении Валаамской обители. Кроме
летописи преп. Нестора, "Оповеди" и "Вселетника",
академическая наука располагает
косвенными свидетельствами пребывания св.Апостола
Андрея на севере Скифии -Руси. Академик
В.Г.Василевский проанализировал древние
апокрифические тексты, посвященные св.Андрею.
Среди них: "Деяния Апостолов Андрея и
Мефодия в стране антропофагов", "Деяния
св.Апостолов Петра и Андрея", "Деяния и
мучения свв.Апостола Андрея". Академик
сопоставил встречающиеся в текстах
топографические и этнографические данные с
той традицией, которую античные авторы
связывают с народами, обитавшими в северном
Причерноморье. В.Г.Василевский пришел к
выводу: тексты, связанные с Апостолом
Андреем и вышедшие из гностической среды,
сохранили живое свидетельство о посещении
группой Апостолов, включающей Андрея
Первозванного, Петра и Матфея, ряда городов
северного Причерноморья и Скифии. Все, что
говорится в сказаниях о народах, которых
просвещали Апостолы, укладывается в образ и
представления, сложившиеся о них на
протяжении веков, на основании разного рода
свидетельств. Достоверно
и принципиально важно для нас то, что в русской
древней литературе есть следы таких
сказаний об Апостоле Андрее, какие нам
теперь уже недоступны. Эти сказания,
подобно хождению в землю антропофагов,
могут быть соотносимы только с севером
Скифии. Мы вправе полагать, что не только
русское сказание о путешествии Апостола
Андрея по Русской земле, внесенное в нашу
летопись, основано прямо на недошедшем до
нас изводе "Хожения", но что и в
греческой литературе многие понятия,
связанные с Русью, поддерживались
знакомством с апокрифической христианской
литературой. Эти свидетельства очень важны
для дальнейших изысканий. Более
чем сто лет назад академик В.Г.Василевский
сделал вывод, с которым никак не желают
мириться волхвы советской исторической
науки: "... странное сказание о посещении
Русской земли Первозванным Апостолом,
внесенное в нашу первоначальную летопись,
никак не может быть считаемо изобретением
или пустою выдумкою местного тщеславия, но,
по крайней мере, в основе своей согласно с
воззрениями византийской учености XI
столетия и, следовательно, находится в той
или другой связи с древнейшими преданиями". Итак,
древнейшие предания доносят до нас
сведения о том, что свв. Сергий и Герман
Валаамские пришли на остров из земли
Ростовской. Пришли святые в уже
существовавшую монашескую общину во
времена св. княгини Ольги. Еще одна загадка
отечественной истории! Каким образом свет
Христовой веры мог проникнуть в Ростов до
времени крещения Руси при Равноапостольном
князе Владимире Святославовиче? Иные
предания подтверждают легенды,
зафиксированные в "Оповеди". "Эти
предания также называют Сергия одним из
Апостольских учеников, посетившего Валаам,
где крестил между язычников и Мунга,
которого эти легенды, предполагают быть
Германом". В
рукописном житие св.Авраамия Ростовского
видно, что обитель Валаамова имела уже в 960
году игумена Феоктиста. Именно Феоктист
окрестил будущего просветителя Ростова,
свергнувшего идол Велеса при озере Неро, и
основавшего на том месте Авраамиев
монастырь. Итак, мы снова видим чудесную
духовную связь Ростова Великого и Валаама. Что
касается мощей преподобных, то их обретение
(которое по счету?) софийский летописец
приурочил к 1163 году. При Архиепископе
Иоанне I мощи были перенесены в Новгород из-за
угрозы шведского нашествия на святой
остров. Обратное же перенесение мощей на
Валаам последовало при том же великом
святителе Новгорода по миновании шведского
набега в 1170 году. Эти данные мы приводим,
чтобы показать ошибочность мнения, будто
житие святых Сергия и Германа удобно
отнести лишь к исходу XIV века. Это глубокое
заблуждение. Благодаря
трудам подвижника исторической науки
Александра Яковлевича Артынова, мы можем
пролить свет на тайну христианизации
Ростовской земли. Родился А.Я.Артынов в селе
Угодичи под Ростовом и всю жизнь занимался
поисками старинных документов и рукописей
по частным и монастырским архивам. А.Я.Артынов
записывал рассказы старожилов, горожан,
крестьян, староверов края, делал извлечения
из рукописных книг знаменитых и утраченных
ныне библиотек Хлебникова, Трехлетова,
Марокуева и др. В руках его были две
знаменитые рукописи: Хлебниковский
ростовский летописец XVII века и рукопись
бывшего владельца села Угодичи, стольника
Мусина-Пушкина (XVII—XVIII вв.). Александру
Артынову мы обязаны и еще одним ценнейшим
свидетельством, которое он записал в 1830-е
годы со слов жителя села Грузино, что на
Волхове. "По словам моего путеводителя,
на этом холме стоял терем новгородского
князя Перея-Тучи, у которого сын был опасно
болен; кто-то сказал отцу, что он излечится
только кровью и водой; вследствие этого
находящиеся здесь жрецы убивали всех
странных, плывущих рекою Волховом, и кровью
их мазали больного, кровь потом смывали
водою реки Волхова; в числе странных взят
был и святой апостол Андрей Первозванный,
едущий по реке Волхову в Ладожское озеро.
Когда привели Апостола к Перею, то болящий
сказал отцу, что этот странный исцелит его
от болезни. Так и сбылось. Апостол одним
словом исцелил болящего, крестил в
Христианскую веру и приобщил Телом и Кровию
Искупителя весь дом князя Перея-Тучи. Так
исполнилось предсказание, что от воды и
крови исцелен будет сын Перея-Тучи... После
уже, в 1840 году, я, списывая рукопись
стольника Андрея Богдановича Мусина-Пушкина,
встретил в ней следующее: "Князь Перей-Туча
получил себе имя Иоанна, которого Апостол
рукоположил во иерея новокрещенным им
христианам, а брата княжьего Мунга —
Германа, Апостол на корабль взял с собой и
оставил его проповедовать веру Христову
язычникам на острове Валааме на том же море
Неве находящемся. Жрецы, изгнанные Переем-Тучей
с бесчестием из дому, воздвигли против него
в Новгороде великую крамолу, от которой он
ушел в Ростовскую область к другу своему
Землесилу со всем домом своим и со всеми
христианами паствы своей поселился с ними
на берегах реки Могилки". Еще
древние арабские авторы писали, что русы
губят всех иностранцев, приходящих в их
страну, как и тавры Крыма. И вот, древние
легенды новгородчины рисуют нам тот языческий
обычай. Не есть ли это еще одно
свидетельство достоверности народных
преданий?! Но главное, что донес до нас
Артынов — это древнюю связь Новгорода
Великого и Ростова Великого еще в
доапостольские времена. И Божественным
провидением эти города стали первыми
центрами Христовой Веры на Святой Руси. Другой
историк Ростовского края А.А.Титов писал со
слов Артынова, что в селе Угодичи при рытье
канавы для бута под сельскую Богоявленскую
церковь была найдена монета римского
императора Домициана, правившего с 81 по 96
год. То есть речь идет о времени,
практически перво-апостольском. Среди
материалов сборника Мусина-Пушкина,
посвященных ростовской теме, обращает на
себя внимание повесть "Михей Русин,
ростовец" о ростовском купце,
встретившемся во время своих странствий с
солунскими братьями Кириллом и Мефодием и
принявшего от них святое крещение. Случилось
это в 860 году, после чего Михей вернулся в
Ростов и стал там первым христианином. В том
же году, после победоносного похода на
Царьград, крещение приняли князья киевских
русов Аскольд и Дир. Причем Аскольд принял в
крещении имя Николай. Не с тех ли пор
повелось на Руси особое почитание св.
Николы Чудотворца, по недоразумению
иноземцев принимавшегося за "русского
бога"! Князь Аскольд-Николай был убит
язычником Олегом Вещим, князем Ладоги и
Новгорода. На его могиле с незапамятных
времен по настоящее время стоит церковь святого
Николая. Еще
одно предание говорит о том, что сын князя
Олега принял христианство и бежал от отца в
Моравию. Звали его Александр. Трудно
определить, где крестился Александр.
Возможно, на севере, где не прерывалась
христианская традиция, от Апостола Андрея
берущая начало. Александр мог бежать от
отца-язычника из Киева (здесь впервые
отношения Руси крещеной и Руси языческой
приняли характер политического
противостояния). Известно,
что во времена князя Игоря, в Х веке, на
Подоле стояла соборная церковь св. Илии. Кто
и когда поставил этот храм возле древнего
Самватаса неизвестно. Вероятно, церковь
стояла уже во времена князя Аскольда-Николая.
А, может, и храм этот был звеном в
непрерывной цепи преемственности от
Первозванного Апостола? Подобные
предположения могут казаться невероятными,
но еще более невероятны находки археологов,
сделанные недавно на верхнем Дону. Здесь в
пещерных образованьях найдены предметы
христианского культа, близкие к
Апостольским временам. Новые
факты еще ждут своего осмысления. А древние
предания — чуткого слуха русской души
[4]. Таинственное
предрешение судеб Скифии угадывается в
просвещении ее первозванным Апостолом.
Через тысячу лет, во времена окончательного
крещения Руси св.Владимиром, последние
воистину становятся первыми. И, если мы были
крещены почти последними в Европе, исключая
совсем уже диких литовцев, то по призванию
мы оставались и остаемся первыми,
первозванными. И вновь становимся, по
предопределению, последними — последними
хранителями Истины Христовой. Появившись
на страницах Библии с колчанами, набитыми
смертью, бичом Божьим для ветхозаветного
Израиля, скифы принимают священную хоругвь
избранного Господом народа у эллинов, как и
те, в свою очередь, восприняли ее у отпавших
иудеев. Путешествие
первозванного Апостола в землю, которой
Господь судил стать Святой Русью, последним
оплотом Истины, есть предвосхищение этого
избранничества. И не случайно путь Апостола
пролегал через первую столицу Руси —
Словенск Великий. Судьба этого города —
таинственная прикровенная судьба всего
русского народа. Первым
материальным символом священного центра
Православия стал белый клобук папы
Селивестра. Он был прислан православными
Запада и Востока в древнюю северную столицу
потомков Иафета. "Повесть о Новгородском
белом клобуке" дает четкую
историософскую оценку узурпации светской
власти у рода Меровингов Каролингами и
отпадению римских пап в ересь гордыни и
самосвятства. "Богопротивник
же н человеческому роду супостат и враг, диавол
сотвори рать велию на
святую Церковь. Воздвиже некоего Царя
Карула имянем и папу Фармуса и научи нх
прельстити христианский род своими ложными
учении и отступит повелеша от православныя
Христовы веры и раздрати благочестие святыя Апостольския Церкви... И
святую Апостольскую Церковь оскверниша
неправыми учении и служении. И святого
белаго клобука не людяху
н чести ему не возддяху, якоже
заповедано бе исперва,
но взямше его и положншд на
том же блюде в приделе некоем церковныя
стены злключиша н на дверцах
наипсанном напнсаше
латинскую речию сице: "Зде сокровен есть
белый клобук папы Селивестра".
Пребысть же лети многа тамо
Богом храним". По
древнему преданию, шапка Мономаха, бармы и
само династическое имя князь Владимир
Всеволодович получает напрямую от
Цареградских Василевсов и передает по
наследству своим потомкам — Великим
князьям Владимирским и Московским. Белый
клобук как символ духовной власти будущие
Патриархи Московские и всея Руси получают
из священной столицы Святорусской —
Великого Новгорода, а тот, в свою очередь, —
от последних православных Первого Рима
через посредство Рима Второго. Два Рима
передают власть Третьему. Первый Рим —
духовную власть Апостола Петра, Второй Рим
— светскую власть христианских
императоров. Симфония властей получила
свою законченную историческую форму в
Москве. Повесть сообщает:
"В древняя убо лета изволением.»
земнаго царя Константина от царствующего
града сего царский венец дан бысть
русскому царю. Белый же сем клокук
изволением небеснаго царя Христа ныне дан
будет архиепископу Великаго Новагорода. И
кольми сим честнее онаго, понеже
архангельскаго чина есть царский венец и
духовнаго суть... Яко же ко от Рима благодать
И слава и честь отята бысть тако же и от царствующего града Благодать
Святаго Духа отымется в пленение
агарянское, и вся святая предана Будут от
Бога велицей Рустей земли. И Царя рускаго
возвеличит Господь надо всеми языки и под
властию их мнози царие Будут от иноязычных". Именно
новгородские архиепископы избраны были от
Господа хранителями священной реликвии -
Белого клобука - вплоть до введения
патриаршества в Москве. И до этого времени
Новгород оставался сакральным центром
Святой Руси, местом, где сосредоточивались
святыни древнего христианства: посох
Апостола Андрея в селе Грузино на Волхове,
клобук папы Селивестра. В 1352
году, в пути из Пскова в Новгород, от
морового поветрия умер архиепископ
новгородский Василий Калика. При жизни
Василий совершил паломнические поездки в
Царьград и Святую Землю. Именно
архиепископу Василию принадлежит идея
создания храма Входа Господня во Иерусалим
в новгородском Детинце, который задумывался
им как Святая Святых христианского
универсума — собранием всех святынь
Православия, последняя обитель Истины на
земле. Эти святыни Василий Калика привозил
из своих паломничеств-путешествий, выкупал
у заморских гостей. Его понимание Новгорода
как преемника Цареграда, вероятно,
разделяли тогда многие в Православном мире,
особенно в Византии, над которой нависла
угроза агарянского порабощения...
Символично и последнее предсмертное
путешествие архиепископа Василия из Пскова.
Именно из псковского Елиазаровского
монастыря прийдет в Москву послание старца
Филофея о державной роли Третьего Рима. При
жизни Василия Калики произошел
удивительный случай с новгородцами,
занесенными волнами Ледовитого океана к
таинственному острову, с которого
доносилось ангельское пение. Двое
новгородцев, влезших на скалу, с радостными
криками ринулись вниз, туда, откуда
слышалось пение. Третьего заблаговременно
привязали за ногу. И когда он с криком
радости попытался спрыгнуть со скалы, его
втащили обратно. Но он не поведал ни о чем —
был он мертв. Архиепископ Василий считал,
что новгородцы нашли на севере врата
земного рая, утерянного Адамом и Евой. В
христианском мире был известен античный
роман псевдо-Каллисфена о загадочных
путешествиях Александра Македонского.
Сербский перевод "Александрии"
известен на Руси с XV века, благодаря трудам
монаха Кирилло-Белозерского монастыря
Ефросина. Есть основания предполагать, что,
по крайней мере, с греческим оригиналом был
знаком уже Василий Калика. В славянской "Александрии"
упоминается остров святых женщин; доплыть
до него можно, но нельзя недостойному
заглядывать вглубь; кто пожелает увидеть сокровенное,
не останется живым... Сходные мотивы есть в
сказаниях кельтов. Наиболее близкая
параллель с преданием о земном рае в "Александрии"
передана со слов новгородцев архиепископом
Василием в "Послании" к Тверскому
владыке Феодору. Василий Калика
придерживался мнения, что рай земной не
скрыт от людей полностью. Дружину
новгородцев, которые поведали архиепископу
эту удивительную историю, возглавляли
Ирослав и его сын Яков. Людей прибило к
высоким горам в Ледовитом океане. "И видеша на горе той написан
Деисус лазорем чудным и велми издивлен паче
меры, яко не человечеськыма руками творен,
но Божиею Благодатию; и свет бысть
в .месте том самосиянен.., светлуяся паче
солнца; а на горах на тех ликования многа
слышахуть и веселия гласы вещающа". Мы вправе задать себе один
принципиальный вопрос: а не имел ли Апостол
Андрей в своем путешествии на далекий север
намерения достичь не просто отдаленного
конца земли, но земли священной,
непостижимым образом связанной с
преданиями иафетических народов о земном
рае? Очень трудно решиться доверить бумаге
произволением одного человеческого
рассудка ответ на этот сложнейший вопрос
духовной истории Святой Руси. Самое большее,
что мы можем себе позволить, —
многозначительное троеточие... Мы не
случайно проделали путешествие в древнюю
историю Новгорода — Словенска. "Десятки
вариантов легенды о Словене и Русе
указывают на основание Словенска, будущего
Новгорода, примерно в 2335 году до н.э., —
пишет историк В.М.Золин. — Новгород
упоминается на первых страницах летописей
как созданный еще до походов Апостола
Андрея и деяний князя Кия в первые века н.э.".
Действительно, святой летописец Нестор,
перечисляя первоначальное расселение
славян, уже упомянул о первом городе —
Новгороде. Кроме того, примечательна фраза
летописи о том, что славяне на Ильмене
прозвались своим исконным именем — словене.
Именно для этой группы словен мы вправе
допустить их изначальную автохтонность. На
это указывает и неизменность этнонима.
Новгородский исследователь прошлого века В.
С. Передольский даже доказывал неразрывную
преемственность новгородского населения к
первобытной стоянке человека, найденной в
Коломцах, на Ильмене. Сходные Коломцам
находки В.С.Передольский обнаружил на
Славенском холме Новгорода. Эти
археологические коллекции утеряны в годы
войны в Эрмитаже. Историк
же наших дней Р.В.Багдасаров связывает
упадок Словенска с неприятием большинством
его жителей апостольской проповеди в I веке
от Р.Х. Ученый утверждает, что в VIII веке
город возрождается благодаря сильному
влиянию христианской общины, жившей в
Неревском конце. В.С.Передольский
пишет: "...значение новгородских
сановников-правителей не установлено
наукою, — как не установлено само развитие
Ильменской страны, не зависевшее от соседей,
утративших чистоту крови первонасельников
Европы путем сношения с Азиатскими ордами,
время от времени набегавшими на нашу часть
света". В частности, Передольский
указывает, что по скандинавским сагам русы
Ильменской страны имели славного царя
русского Сигтрига. (Имя царя передано в
скандинавском звучании.) Здесь - еще одно
важное свидетельство того, что Апостол
Андрей шел не в дикий край варваров, а в
древнее словенорусское царство, вне
всякого сомнения, известное античному миру.
Отголосок античной традиции мы находим в
легенде о Белом клобуке". В ней Словенск-Новгород
назван Скифополем — столицей Скифии,
каковой знали Русь именно в
первоапостольские времена. Упомянутая в
нашем исследовании легенда получила
широкое хождение в 1480—1490 годах стараниями
борца с ересью жидовствующих новгородского
архиепископа Геннадия. Поздняя античная
традиция переплетается в легенде с ранними
христианскими преданиями. Белый клобук —
символ чистоты православной веры, был
дарован папе Сильвестру императором
Константином. Из Рима Белый клобук попал в
Константинополь, оттуда был переслан в
Новгород. Легенда свидетельствует: "...в Третьем же
Риме, еже есть на русской земле — благодать
Святаго Духа воссия".
Собирая материалы для написания этой
легенды, новгородский архиепископ послал в
Рим своего толмача. Там посланец Геннадия
нашел нужные ему материалы. Именно восходя
к многочисленным древним греческим и
латинским манускриптам, возникла на Руси
устойчивая формулировка: "...в северной
стране, Третьем Риме, идеже Скифополь". Есть еще одно древнее предание, которое связывает Словенск-Новгород с античным миром, с Царьградом. Вскоре после посещения Словенска Великого Апостолом Андреем с учениками князья словенские Лалох и Лахерн начали боевые действия против "скипетра Греческого царства". За это и за неприятие Благовестия Апостола Господь попустил прийти Словенску в полное запустение, наслав на город моровую язву. Многие
зримые и незримые узы связали царствующий
град Константина и первую столицу
славянского племени. Господь не дал
окончательно исчезнуть городу. Возможно
это случилось и потому, что
немногочисленные христианские общины
сохранились не только на Валааме, но и в
окрестностях Словенска, например, в Грузино. Память
о проповеди Апостола и о его первом кресте в
земле Русской сохранилась на целое
тысячелетие и в Киеве, где (на том самом
месте) в 1212 году была построена деревянная
церковь во имя Воздвижения Честного Креста.
Ныне здесь величественная Андреевская
церковь — шедевр Растрелли. Да,
перед нами открываются удивительные
исторические связи, которые поновому
заставляют смотреть на процесс
христианизации Руси. Апостол Андрей
оглашает земли Киева, Смоленска, Новгорода
и остров Велеса. Над Скифией поднимаются
первые кресты из дерева и камня. Через
тысячу лет из Ростовской земли, получившей
благую весть из рук святых солунских
братьев-просветителей, на Валаам
отправляются его первые известные нам
святые Сергий и Герман. Их мощи становятся
первыми христианскими святынями нашей
первой столицы: Новгорода Великого.
Удивительна и чудесна логика божественного
домостроительства Святой Руси! Итак,
мы вернулись в священный очаг
словенорусского исторического бытия —
Словенск Великий, хранящий великую тайну
первых веков христианства на Руси. В
Царьграде был известен святой старец:
Блаженный Андрей, Христа ради юродивый,
родом славянин из Новгорода. С юродивым Андреем,
прозванного греками Скифом, связан и святой
праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Во
время службы во Влахернском храме, именно
Андрей стал тайнозрителем явления
Богородицы с покровом над верующими в храме.
Событие это относят к IX веку. Заметим, что в
то время Влахерна — пригород Царьграда,
место связываемое преданиями с древними
русскими князьями Лалохом и Лахерном. Кроме
св. Андрея Скифа свидетелем благодатного
покрова стал его ученик Епифаний. В русской
иконографии Покрова XIV—XV века, особенно на
иконах новгородского письма, изображали св.
Андрея Юродивого, Епифания, Предтечу,
апостолов и святителей. Это не случайно.
Новгородцы чтили память земляка св. Андрея. Во
Владимиро-Суздальской Руси почитание
праздника Покрова связывается со святым
князем Андреем Боголюбским - первым русским
великим князем, осознавшим себя все русским
самодержцем. Однако, в его время в Новгороде,
в Зверине монастыре уже стояла церковь
Покрова. В новгородском рукописном
наследии XII века сохранились древнейшие
списки Слова на Покров. Отметим парадоксальную
ситуацию. Новый праздник Покрова приходит
на Русь из Новгорода, родины св. Андрея
Юродивого, но закреплен в русской
православной традиции усилиями св. Андрея
Боголюбского, великого князя Владимира и
Суздаля. А ведь именно его войска пытались
штурмом взять Новгород в 1180 году,
расстреляв стрелами святую икону "Знамения".
Но оказывается, что именно св. Андрей
Юродивый был святым ангелом князя Андрея,
утвердившего праздник Покрова 1/14 октября, и
сам написал слово и Службу на Покров... То,
что наш первый русский святой носит имя
Первозванного Апостола, конечно, не случайно
[5]. Блаженный Андрей из Новгорода
— это, возможно, еще одна ниточка
преемственности, которая уводит нас ко
временам, когда земля северной Руси видела
св.Андрея Первозванного. (Символично
и то, что на международную арену на русских
военных судах флаг св.Андрея вышел водным
путем Первозванного Апостола: Ладога —
Нева — Балтийское море или Скифский океан,
как называли его географы поздней
античности). Активная
деятельность венедских мореходов в
Северном море удивительным образом связана
с тем фактом, что Шотландия считает своим
святым покровителем Апостола Андрея, хотя
нога его ни разу не ступала на Британские
острова. Венеды или винделики — "цари-мореплаватели",
как называет их французский исследователь
Жан Робен, — хозяева Северного моря. Именно
венеды являются основателями знаменитой
шотландской династии Сен-Клеров (или
Синклеров) с их родовым имением Росслин (Rosslyn)! От них
происходит легенда о скифском
происхождении шотландцев и их обращении в
христианство святым Андреем. Перед нами —
не раз уже отмеченная исследователями -
цепочка генетической преемственности
венедов, винделиков, этнонима Русь и
крещения славян-венедов Скифии Апостолом
Андреем. (Важно отметить, что европейская
генеалогия выводит Синклеров от рода
Меровея Винделика, основателя династии
Меровингов). Итак,
венеды приносят на Британские острова
Благую Весть, полученную от Апостола Андрея.
Уместно задаться вопросом: откуда пришли
эти венеды? В легендарных преданиях
Синклеров прямо указано: из Скифии. И пришли
из Скифии, конечно, не кельты — предки
скоттов, а роды мореплавателей венедов. Таким
образом, Россию и Шотландию связывает одно
священное воспоминание о
первоапостольском крещении, символически
выраженное флагами с косым Андреевским
крестом: белым в — Шотландии и лазоревым —
в России.
Блаженный Иероним в IV веке писал: "Гунны
изучают псалтирь; хладная Скифия
согревается огнем веры истинной; войска
рыжих и белокурых гетов и даков носят за
собой походные храмы". Под этими Гунами,
гетами и даками бл.Иероним подразумевал
народы Скифии, в основном древних антов-славян,
а также и готов. Потомки этих первохристиан
и крестились в водах Днепра в 988 году. При
императоре Константине Великом
Христианство стало государственной
религией первого и второго Рима, выйдя из
катакомб и молельных домов. При Владимире
Святом Христианство осветило Руси путь к
Третьему Риму. Апостольская традиция, не
прерывавшаяся тысячелетие на севере Руси,
стала духовной основой новой вселенской
империи: Святой Руси — России. Свой
земной путь Апостол Христов Андрей окончил
в городе Патры. Он был распят на Х-образном
кресте в 62 году. Но святые мученики,
завершив свой век земной, продолжают путь
жизни в неземной Славе, в лучах Солнца
Истины и, шествуя впереди, указывают нам
путь ко спасению. В
Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне
хранится священная реликвия — стопа
Первозванного Апостола. Хранится во образ
первой ступеньки лествицы, по которой
народу русскому было даровано восходить к
Господу Богу нашему Иисусу Христу. Аминь.
ССЫЛКА на ФОТО ГАЛЕРЕЮ "Русский Север"
ПРИМЕЧАНИЯ [I].
Современные лингвисты выводят название
острова из угрофиннских языков, давая
различные и малоубедительные толкования
смысла топонима. За советский период
сложилось убеждение, будто все
наименования рек и урочищ в Восточной
Европе имеют исключительно угрофиннское
происхождение. Славяне же лишь якобы
приспосабливали гидронимы и топонимы к
своей речи, искажая финнские названия.
Убогая концепция на академическом фронте
неохотно, но отступает. Уже выяснилось, что
многие древние названия русских рек и озер
имеют индоевропейские корни. (ОБРАТНО) [2].
Не надо путать спутника Апостола Андрея
Силу с Силуаном, одним из 70-ти апостолов,
называемого в книге Деяний начальствующим
между братьями (XV, 22) и верным братом (1 Петр.
V: 16). Он был уроженец Антиохиии. Силуан
сопутствовал апостолу Павлу во время
нескольких его апостольских путешествий.
По преданию, он был епископом Коринфской
Церкви и здесь скончался. Память его
празднуется Церковью
4 января и 30 июля. В русских переводах Библии
имя Силуан русифицировано; он упоминается
как Сила. Отсюда и может возникнуть
путаница. (ОБРАТНО) {З].
Родом я из Великого Новограда. Нас было
два брата. Отец наш был князь новогородской.
Старшаго брата моего звали Перей-Туча, а
меня Мунга. Жили мы с братом на правом
берегу Волхова. Жили мы там с братом в
великой любви и согласии. Брат мой имел у
себя одного сына и дочь. Сына его звали
Яромир, который в одно время купался в реке
Волхове, получил себе великую и неисцельную
болезнь. Один престарелый жрец и великий
волхв сказал, что для исцеления этой
болезни нужна кровь и вода, но не
славянорусская. Тогда
мы с братом и по общему совету жрецов
обрекли всех чужеземцев, едущих той рекой
мимо нас, из девяти десятого убивать и
кровью убитого мазать больного и смывать
оную водою реки Волхова. Такой наш
варварский приказ долгое время исполнялся
в точности: убивали, мазали, смывали, но
пользы болящему никакой не было, окроме что
день ото дня болезнь молодаго князя
умножалася. В число таких чужеземцев угодил
и св. Апостол Андрей Первозванный, едущий
кораблем из Новограда в свое отечество
через море Неву, и он по жребии как раз вышел
десятый, его представили по обычаю к нам. В
ночь перед проездом Апостола мимо нас,
болящий видит во сне стоящего на корабле
Апостола и плывущаго вниз по реке, дивно
одетаго странного мужа, о котором невидимый
голос сказал ему, что этот странной один
только и может исцелить его от болезни его.
Услышал такую радостную весть болящей
проснулся. И рассказал сон свой отцу и мне. И
при этом рассказал образ и подобие
странного того и одежду его до самомалейшей
подробности, какого цвета и вида была она. Еще
слава его вем была во устах болящаго, как
служители наши привели к нам страннаго того.
Подобие его и одежда его поразили нас, и мы
забыли все, страх и трепет напал на нас, и мы
ушли от болящаго в другую горницу, куда
привели и страннаго того мужа. В это самое время болезнь князя Яромира
налетела на него со всей своей силой и он
стал уже бороться со смертью. Вскоре за сим
поразил слух наш громкий вопль и рыдания
матери болящаго и всех бывших тут с ней у
одра болящаго. Услышав это, мы почуяли, что
князь помер. Сердца наши замерли. В
это время брат мой в иступлении и не помня
себя падает к ногам страннаго того и просит
его исцелить от болезни сына его уже
умирающаго. Новый крик плача уверил нас, что
Яромир помер. Брат мой от этого едва не
лишился разума. Странник
поднимает с полу брата моего и коротко
говорит ему: "Бог, котораго я слуга, может
воскресить и исцелить сына твоего, только
веруй в него, как я верую, и сделайся
христианином ". Слово "христианин "привело
брата и меня в смущение, великая ненависть
посеяна в нас жрецами нашими. По словам их,
эта самая злая вера во вселенной основана
на крови. Но плачь и рыдание над умершим его
сыном заставило его забыть все ужасы и
кровавые обряды христианской веры, сказал
странному тому мужу: "Если будет слово
твое право, то я со всем домом моим приму
христианскую веру!" Тогда
странный оный подошел к одру умершаго юноши,
велел умолкнуть плачущим, помолясь
довольно богу у одра умершаго, потом взяв
его за руку и громко сказал ему: "Именем
Бога Иисуса Христа юноша тебе глаголю: "Востани!"
и с словом этим за руку воздвиг умершаго
князя как от сна и никогда неболевшаго, и
отдал его родителям его. Тут
брат мой и княгиня, мать умершаго сына, и
воскресшей молодой князь поверглись к
ногам страннаго того мужа, а с ними бывшие
тут сродичи и друзья наши единогласно и
единодушно пожелали быть христианами. К
этому присоединились три сына сестры нашей,
князья по имени Имн, Пимн и Римн. Жрецы,
пришедшия мазать кровию страннаго того,
видя такое чудо, сочли это за чары, и видя се
бывшее желание быть христианому, удалились
в великом гневе на князя Перея-Тучу и на
страннаго мужа. Весь род нашь у знаемые блиские
нам, и слуги наши приняли от Апостола
христианскую веру и все крещены от него. При
крещении моем получил я себе имя вместо
Мунги Германа. Чрез
несколько времени по утверждении нас в
христианской вере Апостол Андрей собрался
в путь в свое отечество водою чрез море Неву
и Варяжское, взял меня с собой и оставил
меня на этом острове проповедовать
христианскую веру, оставил мне на память о
себе каменный крест и свое благословение на
остров. А вышесказанныя князья, дети сестры
нашей, пошли по слову Апостола
проповедовать Христианскую веру в разные
стороны, а именно: Имн ушел на берега реки
Вислы, и есть тот самый, который послал тебя
ко мне. Пимн ушел в Великий Новогород,
который там возвратит тебе двух сыновей
твоих. А Римн живет теперь в Ростове и есть
искренний друг брата моего,
переселившагося туда. Брат Перей-Туча живет
в окресности Ростова. Так же недалеко от
него поселился и князь Римн на берегу реки
Нерли в пещере мудреца Клеобула... (Российская
национальная библиотека, собрание А.А.
Титова № 2768, часть 3, стр. 18—23. "Ростовский
летописец " А.Я.Артынова. 1884 год. Рассказ
Мунги-Германа, обращенный к князю Дометию.
Документ введен в научный оборот
академиком Ю.К.Бегу новым).
(ОБРАТНО) [4].
Церковное предание и предание
историческое — отнюдь не зыбкие основания
для здания нашей концепции. Следует
осознать, что благоговейное отношение к
предкам получило в свете Православия более
высокое, освященное значение. Новая вера
алкала Истины и требовала истинности во
всем, что сопрягалось с деяниями ее
подвижников. Даже для современного
рационального сознания можно предложить
достаточно фактов необыкновенно глубинной
памяти народной. Памяти, переданной без
смысловых искажений через устное предание.
Приведем только два случая. Дворец
св.княгини Ольги в Вышгороде указала
археологам старушка. Она простодушно
посоветовала поискать у нее в огороде. И, о
чудо, фундамент был найден! Оказалось, что
хозяйке огорода о местонахождении дворца
поведала ее бабушка. Ученые тут же
подсчитали: для передачи информации на
тысячелетнем отрезке достаточно десяти
звеньев преемственности. Чудо, даже будучи
препарировано скальпелем рационализма, все
равно остается чудом удивительно бережного
отношения наших предков к своей истории. Второй
пример поразил исследователей прошлого
века. Крестьяне, сказители старинбылин с
русского севера, сохранили в устном
предании точнейшую историческую
топонимику древнего Киева, которая в XIX
веке лишь открывалась ученому миру под
лопатами первых археологов. Да,
предания, не дошедшие до нас на бумаге,
обладают не меньшими правами на
достоверность, чем манускрипты, отразившие
более позднюю эпоху нашего исторического
бытия. Предания
— память о деяниях предков, облеченная в
мифологическую форму с целью сакрализации
этих деяний. (ОБРАТНО) [5].
Известен исторический факт: в начале
Хвека в Новгороде, в Неревском конце стоял
храм и жила христианская община. Возможно,
это были последователи новгородского
князя Бравлина, потомка старого Славена,
совершившего победоносный поход в конце
VIII века в Крым и принявшего крещение
вместе с дружиной у раки святого епископа
Стефана Сурожского. (ОБРАТНО) В.Е.Ларионов,
главный редактор альманаха "Лабарум" |
|