7 "Есть
путь, иже мнится человекам
прав быти,
последняя же его приходят во дно ада..." Торжество правды и ликование лжи ОДНОИ
ИЗ НЕПРЕМЕННЫХ ЦЕЛЕЙ всякого церковно-государственного
собора на Руси было уяснение меры согласия
и единодушия в народе по тому или иному
основополагающему вопросу русской жизни.
Искусство государственного управления и
духовного окормления паствы издревле (и не
только в России) заключалось в умении
объединить народ вокруг великих
созидательных идеалов. Эта задача требует
попечения, ибо исторический опыт
свидетельствует, что одни и те же люди в
разное время в разной ситуации могут являть
меж собою мир и согласие, приобщаясь к
Правде Божией, но могут стать и вместилищем
смуты, раздоров и мятежей — участниками
страшных преступлений против ближних и
собственной души. Разительный
пример такой нравственной неустойчивости
дает нам Священное Писание: "...Множество
народа, пришедшего на праздник, услышав, что
Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые
ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: "Осанна!
благословен грядущий во имя Господне, Царь
Израилев!" (Ин.12:12,13). Но по прошествии
всего нескольких дней те же люди, что
приветствовали Иисуса Царем Израилевым,
уже кричали римскому прокуратору Понтию
Пилату: "Распни, распни Его!" (Лк. 23:21).
Безумный вопль иудеев был столь силен, что
Пилат, не веривший в виновность Иисуса,
уступил напору толпы. Выражая свое
отношение к происходящему, он взял и умыл
руки перед народом, и сказал: не виновен я в
крови Праведника Сего; смотрите вы. И,
отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас
и на детях наших" (Мф. 27:24,25), Вот
образец двух величайших крайностей:
торжества умиротворенной Правды и
ликования воинствующей лжи. И сколько раз
наша отечественная история могла
свидетельствовать о такой же прискорбной
двойственности: всенародные подвиги
возносили Русь на вершины святости,
самопожертвования и самоотвержения,
чередуясь с преступлениями, низвергавшими
страну в пучину беззакония и
самоубийственной смуты, которая нередко
начиналась с бесчинного сборища и
безумного крика. Сейчас
нам по смыслу, по значимости важнее
отрицательные примеры. Нам необходимо ясно
понять истоки и механизмы общественных
смут, не раз уже потрясавших Россию. Только
тогда мы научимся с ними правильно бороться. В 1993-м
году, не поделив привилегий и почестей,
перессорились две "ветви" власти и
едва не разделили подвластный им народ на
открыто враждующие лагеря. Властители
страны спровоцировали судорогу кровавого
насилия, чуть не превратившуюся в первый
сполох гражданской войны. За сим главных
участников не постеснялись наградить
высшими государственными наградами. Святая
Церковь, устами Патриарха и Синода, умоляла
зачинщиков с обеих сторон остановить
согласием это безумие. Кровь тем не менее
пролилась (теперь саму же Церковь пытаются
винить в этом). И что?! Кризис углубился,
проблемы многократно возросли, а
разрешения им пока не предвидится.
Результат утоления кровавой жажды — не
прояснение, а тьма, сродни египетской. Все
смешалось, и даже ясные прежде понятия
утеряли изначальный смысл. Недавние
русофобы заявили себя на словах крайними
патриотами. Газеты и телевидение, сея хаос и
смуту, вновь вещают о заговорах и
государственных переворотах, митингах и
демонстрациях, политических и социальных
распрях. Увы,
увы! Как похоже это все, с точки зрения
духовной, нравственно-религиозной, на
события начала XX века, ставшие кровавым
прологом к многодесятилетней трагедии
русского народа! Похоже вплоть до мелочей,
когда генерал Корнилов от имени Временного
правительства награждал Георгиевским
крестом убийцу своего командира, а думский
депутат священник Петров благословлял
предателей из числа воинов-"волынцев"... В начале века (как, впрочем, и сегодня) смуту еще можно было пресечь объединительным соборным действием. Так, церковный поместный собор 1917 года, несмотря на все свои недостатки и огрехи, заложил столь прочную основу православного единства, что его не смогли разрушить даже последовавшие десятилетия жесточайшей богоборческой тирании. Русское гражданское общество, на свою беду, не вняло благотворному церковному примеру. В результате на многие годы вперед насилие и ложь стали едва ли не единственными способами поддержания государственной целостности СССР! Ужели мы сегодня вновь повторим эту роковую ошибку?!
|
|