4 "Открый
ко
господу путь твой, и уповай на него..." Соборность
в Византийской империи ОБРАЩАЯСЬ
К ИСТОРИИ державной христианской
соборности, необходимо особо указать на
промыслительное, благодатное, церковное
происхождение этого явления. Первые
же недоумения,
возникшие среди христиан в результате
действий еретиков-
"иудействующих" , апостолы посчитали
необходимым разрешить на Соборе,
состоявшемся в Иерусалиме в 51 г. по Р.Х., т.е.
вскоре после Вознесения Господня (Деян.
15:1-35). При этом с самого начала в круг
внимания ставился как чисто религиозный,
так и гражданский быт христианина, который
Апостольский Собор предопределил на два с
половиной столетия вперед.3) Распространение в православной Византии соборных церковных механизмов, в значительной мере обусловившее все их дальнейшее историческое развитие, требует некоторых пояснений относительно их сути и соотношения с гражданским законодательством Империи. Строго говоря, особенность Собора как одновременно духовного и юридического акта заключается в том, что окончательным свидетельством его истинности и богоугодности является лишь зримое благотворное влияние соборных решений на жизнь общества, а не те или иные формальноправовые признаки. Такая
оговорка необходима с учетом того, что
история знает формально безупречные "разбойничьи"
соборы, оставшиеся в памяти потомков
примером пагубного своеволия светских и
церковных политиков. Сами же соборные
правила, остающиеся и по сию пору
незыблемой канонической основой
Православной Церкви, характеризуют
подобные "собрания, совершаемые
непокорными пресвитерами или епископами и
ненаученными людьми" как "самочинные
сборища". При всей видимой простоте и
незатейливости сей пункт имеет глубокий
смысл, ибо он гарантирует (насколько это
вообще возможно) законно созванному собору
всю полноту церковной благодати, лишая этой
Божественной милости самовольные собрания
с корыстными намерениями и целями. С
точки зрения внутреннего "регламента"
соборные решения признаются подлинными,
если приняты всем Собором единогласно и не
противоречат догматам Церкви. Этот принцип
коренным образом отличает соборы от иных
представительных собраний, на которых
вопросы решаются арифметическим
большинством голосов. Собор принимает к
решению любые несогласия, даже если они
исходят от незначительной группы или
одного участника. Несогласия разрешаются
до тех пор, пока путем свободного
рассуждения соборяне не приходят к
взаимопониманию. Иначе говоря. Собор не
может принять законного решения, поправ при
этом мнение сколь угодно незначительного
меньшинства несогласных. Это
свойство Собора делает его незаменимым
орудием в борьбе со смутами, порождаемыми
утерей здорового мировоззренческого
единства в народе. С одной стороны, учитывая
вышеописанное условие. Собор не может быть
успешным до тех пор, пока общество не
окажется готовым к спасительному единению.
С другой стороны, будучи созван, он сам по
себе является мощным стимулом к достижению
такого единства. Примечательно, что,
снисходя к человеческим немощам, соборы
зачастую предпочитали оставить некоторые
вопросы неразрешенными, если непримиримый
спор мог нарушить наметившееся единодушие. Другим
путем решения спорных вопросов было
предание судьбы решения на волю Божию —
через жребий. Так, например; часто
избирались патриархи, если предлагалось
несколько кандидатур. Однако и решение,
принятое посредством жребия, обязательно
подтверждалось затем общим соборным
согласием... В
Православной Византии сотрудничество
имперской государственной власти с
соборным разумом Церкви было столь тесным,
что в законодательных уложениях (так
называемых Кодексах Императора Феодосия II,
а затем и Императора Юстиниана) церковные
каноны почитались обязательными к
исполнению, как и гражданские законы. В свою
очередь, гражданский закон, противоречащий
основным церковным канонам, не признавался
действительным. Более того, "воцерковленные"
гражданские кодексы даже после падения
Византии признавались православными
поместными Церквами действующими
образчиками церковного права,
рассматриваясь наравне с соборными
канонами. Именно
в Византийской Империи был впервые
сформулирован и осуществлен идеальный
порядок взаимодействия церковной и
гражданской властей, именуемый Симфонией.
При этом симфонические принципы Восточной
Римской империи были приняты как образцы
для подражания и в ранних
западноевропейских государствах. Так,
например, в древнем государстве франков (в
эпоху династии Меровингов) в основу
государственного закона был положен кодекс
императора Феодосия II (437 г.), хотя формально
франки Византии не подчинялись.41 Практически
формирование христианской политики
Империи происходило под совокупным
влиянием периодических соборов, с одной
стороны, и совета епископов, постоянно
действовавшего при Императоре, (Синода), с
другой. Со временем, когда духовная основа
государственного единства была
сформулирована соборами исчерпывающе ясно,
потребность в их фундаментальных деяниях
отпала, что и предопределило спад соборной
активности. Можно, однако, предположить, что
политические бури, терзавшие Восточную
Империю во втором периоде ее существования
(IX-XV
вв.), приобрели свой разрушительный
характер именно вследствие этого факта О
соборных механизмах спасения
государственности снова вспомнили лишь
тогда, когда к началу XV столетия возникла
настоятельная нужда авторитетом Собора
прикрыть вероотступничество
развратившейся верховной власти, предавшей
истины Святого Православия в обмен на
обещания военно-политической поддержки со
стороны католического Запада. Так был
созван "разбойничий" Флорентийский
собор (1438 г.), утвердивший лукавую унию,
решительно отвергнутую Русской Церковью и
Московским Царством, приявшим на себя после
того бремя державной ответственности за
судьбы Божественной Истины на земле.
|
|