|
ЖИВЫЕ и МЕРТВЫЕВ.Н. Морозов
Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?
(1 Кор 15,55) История эта началась в далеком 1972 году. Мне тогда было пять лет и моя двоюродная бабушка, Салма Фердинандовна, у которой я жил каждое лето в Расторгуево, любила мне рассказывать по вечерам старинные шведские сказки. Эти сказки ей рассказывала когда-то еще ее мать, моя прабабушка, которая, в свою очередь, их услышала от своей матери, моей пра-пра-бабушки, а та от своей. Особенно запомнилась мне одна сказка, где говорилось о мудром и сильном конунге, который был таким храбрым и сильным, что сумел мечем победить даже свою собственную смерть. Его верные друзья-викинги, прослышав об этом подвиге, попросили конунга, чтобы он и их сделал бессмертными, т.е. чтобы он победил и их собственные смерти. Когда тот выполнил их просьбу, все они зажили весело и беззаботно. Однако по прошествии многих лет, конунг и его друзья-викинги заметили, что их тела начали разлагаться и плоть кусками стала отделяться от костей. Они постепенно превратились в скелетов, приводящих в ужас окружающих их людей. Несмотря на то, что конунг победил смерть, та все же оставила в них свой яд, разрушающий плоть. В конце концов, несчастным викингам пришлось уйти на морское дно, где они скрываются и по сей день, боясь показаться людям в своем страшном обличии. А сам конунг по-прежнему приходит к героям-храбрецам в их смертный час и по-прежнему, побеждая смерть, забирает их с собой на дно моря. Правда теперь, наученный горьким опытом, он заранее шлет избраннику письмо-свиток, в котором учит, как избежать смертельного яда, но никто не воспринимает его предостережений серьезно, и потому храбрецы по-прежнему несут в себе яд разложения и вынуждены уходить с ним на дно моря. Это все конечно сказка, и как всякая сказка она есть плод человеческой фантазии, но на меня она произвела тогда чрезвычайно сильное впечатление. я помню, что очень испугался этого смертельного яда и сильного конунга, печально уводящего храбрых викингов на морское дно. я решил тогда, что всю свою жизнь буду бороться со смертью и со смертельным ядом, превращающим храбрецов в жуткие ходячие скелеты. Из моего детского окружения того времени я не могу вспомнить верующих людей, которые смогли бы мне просто и понятно рассказать о Боге, о Его Сыне и о том, как Он навсегда победил смерть. я слышал, правда, от кого-то, что некоторые старенькие бабушки верят в Бога, который живет на небе и может выполнять все их желания. Но, поскольку космонавты в космос уже слетали и Бога там не видели, то всем нам было совершенно ясно, что наивные бабушки явно заблуждались и зря надеялись на исполнение своих желаний и просьб. Помню, когда мне исполнилось шесть лет, я подошел к зеркалу и, увидев себя повзрослевшим, вдруг понял, что все изменения в моем теле за этот прошедший год - это приближение к старости, к неминуемой смерти. я очень испугался тогда и долго-долго плакал. Потом, вспомнив о тех бабушках, все еще верящих в Бога, я, на всякий случай, выглянул в окно, посмотрел на небо и тоже попросил у Бога: "Если Ты есть, Бог, то сделай меня бессмертным, не дай мне умереть, и тогда, я тоже буду в тебя верить!". Только, спустя много лет, уже крестившись и придя к православию, я понял настоящий смысл своей первой детской молитвы. Нельзя быть живым для обоих миров сразу. Или ты живешь для Бога и мертв для маммоны, или наоборот. Все, кто живут только для мира сего, все кто живут только для ублажения своей плоти, кто водит дружбу с грехом, кто хорошо разбирается в сигаретах, выпивке и отменной закуске, кто постоянно следит за модой, кто любит азартный спорт и убивает время за картишками и разгадыванием кроссвордов - все эти люди вроде бы и живые, поскольку они существуют, но истинной жизни, жизни вечной, Бога - источника этой жизни, они не знают. Их земная временная жизнь рано или поздно закончится и потому они хоть и живы на сегодняшний день, но на самом деле они ходячие мертвецы, как те неверующие викинги. Но есть и другие люди. Люди, не обожествляющие еду, похоть плоти, развлечения и забавы. Люди, постоянно убивающие в себе плотские интересы. Люди, постоянно живущие с Богом в душе. Этих людей мир, как правило, чурается, они для него мертвы. Однако они-то, умирая для мира, спасают этим не только свою жизнь, но и тот самый мир, который их чурается, как зачумленных. Мир никогда не поймет тех, кто выбирает служение Богу, ибо этот мир - мир живых мертвецов, мир чуждый истинной жизни, мир не понимающий предостережений конунга и жадно впитывающий разлагающий плоть смертельный яд безверия. "Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти" (Рим 13,12-14).
В.Н. Морозов.
Москва. Братеево. 17.06.1999 Отредактировано Григорием Петровичем Климовым в декабре 1999 года
|