Начало         Ссылки           Гостевая

 

Империя

В.Н. Морозов

“И ныне глаголю: блюди и внемли, благочестивый Царю, яко вся хрестианская царьства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти”. Игумен Филофей.

“Когда прекратится существование римского государства, тогда придет антихрист”. Святитель Иоанн Златоуст.

Как скрытая форма тоталитаризма - демократия, прежде всего, отнимает у человека свободу. Злая человеческая воля, дорвавшаяся до власти, ущемляет человеческую свободу самыми грязными способами, начиная от цинизма открытого давления и кончая лицемерным и лживым внушением.

Настоящая гражданская свобода может быть только при полном единодушии народа с правительством, ибо всякое противоречие делает такую свободу невозможной. Единство народа и правительства возможно только при общности цели и объекта служения.

Народу никакая власть служить не может, ибо ни у какого человека не может быть ни малейшего стимула для этого, исключая юношескую романтичность, которая не выдерживает даже самой слабой конкуренции с прагматизмом личного эгоизма. Субъективному идеалу может служить только отдельный субъект, но не народ и, даже, не какое либо правительство. Остается только объективный идеал, дающий в общем служении общую свободу действий.

Таким объективным идеалом может быть для народа только реально существующий Бог, Которого есть смысл любить, Которого есть смысл бояться, от Которого есть смысл искать милостей за свое служение, причем милостей настоящих, то есть не эфемерных, а вечных.

Такую истинную гражданскую свободу, в некоторой степени, давала Византийская империя, и до недавнего времени Российская. Православные империи объединяли не только правительство и народ в едином служении, в единой воле и едином волеизъявлении, но и объединяли все остальные мелкие православные народы, царства и княжества, распространяя истинную свободу максимально вокруг.

“Что есть государство? - вопрошал в середине прошлого века знаменитый московский первосвятитель, митрополит Филарет (Дроздов). - Союз свободных нравственных существ, соединившихся между собою, жертвующих частью своей свободы для охраны и утверждения общими силами Закона Нравственности, который составляет необходимость их бытия” [Митрополит Иоанн. “Самодержавие духа. Очерки русского самосознания”. - СПб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1994, стр. 337]. Именно Объективный Закон Нравственности - Закон Божий и лежит в основе православных империй.

Митрополит Иоанн об империи учит так:

“Империей (от латинского imperium - власть) в христианском понимании принято называть государство, почитающее сохранение истин веры своей главной обязанностью; государство, объединяющее в себе различные культуры, народы и племена, спаянные в единый общественный организм вокруг некоторого державного ядра. Таким ядром является народ-носитель державной идеи, народ-защитник святынь и страж устоев государственного бытия, блюститель мировоззренческого единства, политической стабильности общества и экономической дееспособности страны...

Римская, Византийская и Российская империи - вот три последовательных исторических этапа воплощения в жизнь великого имперского принципа.

Один из столпов русского православно-патриотического движения Владимир Андреевич Грингмут еще в конце прошлого века писал: “Юридическая основа этой идеи была выработана в полном совершенстве в Риме. Но этому материальному целому не доставало живительного духа, не доставало христианства. Лишь в Византии римское самодержавие стало самодержавием православным и достигло полного юридически-церковного совершенства. Но выработанной в Византии идее самодержавного православия не доставало, однако, еще подходящей народной почвы для ее осуществления. Почва эта дана была ей в России. Из кабинетов византийских юристов и богословов идея православного самодержавия перешла в сердца русского народа и, просветив эти золотые сердца, сама получила в них недостававшее ей глубокое этическое просветление. Таким образом, римское самодержавие, византийское православие и русская народность соединились в одно гармоническое, неразрывное целое...”

Основой имперской государственности, позволяющей отличать ее от исторических подделок и искажений, является державность в ее христианском понимании. Подлинная империя есть великая мировая держава, включающая в свой состав различные народы, которые связаны в единое целое общностью высшей культуры, равенством всех граждан перед законом и верховной властью. Благодаря своей величине и мощи, внутренней культурной и этической многоцветности, христианская империя являет собой своего рода уменьшенную копию целого человечества. Поэтому и события, происходящие с ней, имеют особую духовную значимость, особое мистическое, прообразующее значение...

Истина едина. Соответственно, сколько бы не существовало в ту или иную эпоху государств, именующих себя империями, подлинная Империя может быть только одна. Для христианского сознания это всегда было очевидным, ибо Православная Империя есть не больше и не меньше как земная ипостась Царствия Божия, Царствия Небесного...

Важнейшим носителем соборного духа в народе, обществе и государстве является Церковь. В имперском государственном механизме Православного Царства именно тесное, “симфоническое” сплетение Церкви и Империи является основой жизнеспособности и крепости равно светской и церковной властей. Православное Царство - живая икона Царствия Небесного на нашей грешной земле - есть великий дар Господа верующему народу за нелицемерное исповедание Христа и верности Его святым заповедям...

...В Деяниях VII Вселенского Собора содержится послание епископов Константинопольскому патриарху Тарасию, утверждающее: “Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть есть сила и поддержка священства... Священство хранит и заботится о небесном, а императорская власть посредством справедливых законов управляет земным”.

Византийский кесарь Василий Македонянин особенно образно и ясно отразил это в Эпанагоге - специальном руководстве для судей, составленном в конце IX века по Р.Х. “Император и патриарх, - говорится в ней, - необходимы для государственного устройства так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства”. Задолго до этого, выступая на IV Вселенском (Халкидонском) Соборе, другой византийский император, Маркиан, ту же мысль высказал иными словами, провозгласив: “Когда Божественным определением мы избраны были на царство, то между столькими нуждами государства не занимало нас так никакое дело, как то, чтобы православная вера христианская, которая свята и чиста, пребывала бессомнительной в душах всех”.

...Вплоть до страшной духовной катастрофы, постигшей наш народ вслед за богоборческими революциями 1917 года, один из основных законов Державы прями и недвусмысленно гласил: “Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния...” [Митрополит Иоанн. “Русь Соборная. Очерки христианской государственности”. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 94-102].

Сейчас, когда эсхатологические тучи сгущаются все гуще и гуще, когда уже имеются все технические средства для того, чтобы осуществились все пророчества, связанные и антихристом, чья тень уже висит над миром, нам более чем когда-либо не хватает империи, которая могла бы нас защитить от мирового зла, хотя бы частично.

Еще Феофан Затворник писал: “Так как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечение всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться и помешает ему действовать в его духе. Вот это и есть удерживающее.

Когда же всюду заведут самоуправство, республики, демократию, коммунизм, - тогда антихристу откроется простор для действования. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как показал опыт во время французской революции прошедшего и нынешнего столетий. Некому будет сказать властное “veto” (не позволяю), а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристианских стремлений, тогда явится и антихрист. До того же времени подождет, удержится” [“Россия перед Вторым Пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии”. - Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993, стр. 178].

Поэтому необходима в мире православная Империя, она необходима скорее, ибо процесс апостасии идет неумолимо быстро. Империю надо восстанавливать срочно, и чем большую территорию она будет занимать, чем большая часть земного населения будет среди ее подданных, тем лучше, тем позже будет окончательная развязка человеческой истории.

 

Морозов В.Н.
Москва. Братеево.
02.08.1999

 


Сайт создан в системе uCoz