|
ЦарьВ.Н. Морозов“Где Царь - тут и правда!”, “Народ - тело, Царь голова!”, “Светится солнышко на небе, а Русский Царь - на земле!” Народные пословицы. В наше время мы так привыкли не верить президенту, что нам трудно даже представить, что было время, когда почти весь народ верил в Царя, ибо такая вера была неотъемлемая часть веры в Бога. Ведь, это только всяких там президентов мы сами выбираем (как нам кажется), по своей гордости, по своей наглости выбираем, по своему чванству считаем себя в праве выбирать. Вот и получаем себе в осуждение все последствия такого выбора. Нас, конечно, закулисные аферисты обманывают и подсовывают тех, в кого деньги вложены, но нас это не оправдывает ни сколько. Мы, даже зная о том, не хотим расставаться с иллюзией “выбирающего народа”, и стыда у нас нет, и совести не завалялось. Сказано в Библии: “...Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его...” (1 Цар. 15, 1). Но наглый народ хочет сам себе помазать всяких президентов и потом возмущается, что худшие из аферистов, пользуясь этой народной наглостью, пропихивают своих содержантов - тщеславных и продажных карьеристов. Сказано в Библии: “...сердце царя в руке Господа и куда захочет Он направляет его” (Притч. Сол. 21, 1). Но неверующий народ понимает только, что правящим человеком могут управлять лишь другие грешные люди, и такой народ не понимает, что вместо закулисных “кукловодов” может управлять Бог. Сказано в Библии: “Я вознес избранного из народа Моего, ...святым елеем помазал его” (Пс. 88, 20-21). Неужели безумный народ надеется лучше чем Бог избрать Царя? Как ему уйти от наказания за такое безумие? Еще сказано: “Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду” (Притч. Сол. 8, 15). В этом великая милость, оказанная человечеству Богом, и отказываться от царской власти может только обманутый малый ребенок, которым и является всякий народ. Однако не все в мире бывает по капризу малых детей, и за молитвы избранных праведников Господь может вернуть царя народу. И тогда, очнувшись от демократического бреда, народ снова откроет Библию и прочтет: “Бога бойтесь, царя чтите” (1 Петр. 2, 17). Ограничение власти одного человека, это отрицание единоначалия и устроение споров и раздоров, ослабление любой организации или государства. Как сказал Святой преподобный Феодор Студит: “Разноволие разрушает все” [“Добротолюбие”. Т. 4. - М. 1901, стр. 93]. Преподобный Варсонофий Оптинский о царской власти учит так: “Наш Царь есть представитель воли Божией, а не народной. Его воля священна для нас, как воля Помазанника Божия; мы любим его потому, что любим Бога. Славу же и благоденствие дарует нам Царь, мы принимаем это от него как Милость Божию. Постигает ли нас бесславие и бедствие, мы переносим их с кротостью и смирением, как казнь небесную за наши беззакония и некогда не изменим в любви и преданности Царю, пока они будут проистекать из наших православно-религиозных убеждений, из нашей любви и преданности Богу” [Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков). “Келейные записки 1892-1896”. - М. 1991., стр. 44]. “Исследовавший чин венчания Русских Царей и Императоров П.П. Пятницкий писал (1896): “Цари издревле называются “Помазанниками Божьими”. Самое это название свидетельствует о том, что Цари не есть ставленники народные, но что Сам Бог облекает их властью на земле и повелевает им повиноваться, так как все помыслы и стремления Царя направлены ко благу Его народа... Весь внутренний смысл этого церковного обряда ясно познается из молитвы, с которою Монарх во время коронования коленопреклоненно обращается к Престолу Всевышнего и в которой молит Отца Небесного наставить в деле, которому послан служить; молит о ниспослании премудрости, дабы Господь Бог даровал Ему, Царю, способность управлять царством к пользе врученных Его управлению людей и к славе Божией”. Помазанник Божий, считал архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий, получил “в совершенном над ним Церковью таинстве Мvропомазания особые благодатные дары, дабы быть “царем и судиею людем Божиим”, как исповедует он сам в молитве, читаемой им при священном короновании в храме, перед всеми. Поэтому он и входит в алтарь царскими вратами и причащается перед св. Престолом наравне с остальными священнослужителями, чего, конечно, не мог бы делать всякий другой монарх - неправославный и не отвечающий требованиям Церкви, не облагодатствованный ею” [“Россия перед Вторым Пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии”. - Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993, стр. 97]. “Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1907): “Кто посаждает на престол Царей земных? Тот, Кто Один от вечности сидит на престоле огнезрачном и один, Один в собственном смысле царствует над всем созданием - небом и землею, со всеми обитающими на них тварями, “Царями земными от Него единого дается царская держава; Он венчает их диадемою царскою. Он один поставляет царей и преставляет (сменяет по слову Писания); посему Царь, как получивший от Господа царскую державу от Самого Бога, есть и должен быть Самодержавен. Мы не боимся нынешних лаятелей на Церковь, ибо Подвигоположник наш и всемогущий Глава Христос всегда с нами есть, и пребудет до скончания века; и нынешнее смутное время послужит только к большей славе Церкви Божией...” “Держись же, Россия, твердо Веры твоей и Церкви, и Царя Православного, если хочешь быть непоколебимой людьми неверия, безначалия и не хочешь лишиться Царства и Царя Православного. А если отпадешь от своей Веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией, или Русью Святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга...” “И чем бы мы стали, россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, так как Носитель и Хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь Самодержавный, без Него Россия - не Россия...” “Да, чрез посредство Державных Лиц Господь блюдет благо Царств земных, и особенно блюдет благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать ее, - и величайший злодей мiра, который явится в последнее время, - антихрист не может появиться среди нас по причине самодержавной власти, сдерживающей бесчинное шатание и нелепое учение безбожников. Апостол говорит, что дотоле не явится на земле антихрист, доколе будет существовать самодержавная власть”. “Умолкните же вы, мечтательные конституционалисты и парламентаристы! “Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, а что человеческое” (Мф. 16, 23), сказал Господь Петру - пререкавшему. Отойдите и вы, противящиеся Божию велению. Не вам распоряжаться престолами царей земных. Прочь, дерзновенные, не умеющие управлять и сами собою, но препирающиеся друг с другом, и ничего существенно полезного для России не сделавшие. От Господа подается власть, сила, мужество и мудрость царю управлять своими подданными”. “Правые стоят за монархию, левые за конституцию. Запомните, если не будет монархии, не будет и России; только монархический строй дает прочность России. При конституции она вся разделится по частям”. (14.5.1908): “Никто не может поставлять на царство ни одного царя земного, кроме Царя Небесного - Бога. Не сам собой, а Богом царь царствует. Бог назначил в России быть царям из рода Романовых и этот род, по милости Божией, царствует... А вы, друзья, крепко стойте за царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и отечество, и помните, что самодержавие - единственное условие благоденствия России; не будет самодержавия - не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас” [“Россия перед Вторым Пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии”. - Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993, стр. 102-104]. Отречение русского народа от своего Царя, брошенного на растерзание оккупантам, свидетельствует о глубоком и страшном народном богоотступничестве. Это тяжелое преступление, лежащее на нашем народе может быть искуплено только всенародным покаянием и еще многими скорбями и трудами. ““Как по попущению Божию враги распяли Небесного Царя, - писал в 1920 г. Игумен Серафим, - для славы Распятого, и вечной погибели распинателей, так Бог попускает нечестивым людям убивать земных благочестивых царей для славы убитых и вечной погибели убийц и вдохновителей. Цари земные, не только православные и благочестивые, но и язычники, находятся под особым покровом и попечением Божиим, как Его избранники и помазанники, о чем Сам Господь сказал чрез пророка помазаннику Своему царю Киру-язычнику (Исаия 45, 1-19), а потому ни малейшего события в их жизни не совершается без воли Божией. Об этом ясно и определенно говорит Святое Божественное Писание: “Мною цари царствуют” (Притч. 8, 15); “Господь низлагает царей и поставляет царей” (Дан, 2, 21); “Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет” (Дан. 4, 14, 22); “Слушайте, царие, и разумейте. От Господа дана вам держава и сила от Вышняго” (Прем. Сол. 6, 1-3); “Сердце царя в руке Господа, как потоки вод, куда хочет Он направляет его” (Притч. 21, 1); “В руце Господни власть земли, и потребное воздвигает во время на ней” (Сир. 10, 4)”. Была нарушена клятва 1613 года. Из Постановления Великого Московского Земского и Церковного Собора (21 февраля 1613 года): “...Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов, был родоначальником правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем, а кто же пойдет против сего соборного Постановления - Царь ли, патриарх ли и всяк человек, да проклянется такой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы...” Современный афонский подвижник о. Феодосий пишет: “Торжественная и вместе страшная грамота. Ею клятвенно связаны с царями из Дома Романовых не только сами предки, составители ее, но и потомки их, до скончания Царской Династии. Многие угодники Божии не только новозаветные, но и ветхозаветные хранили обеты, данные за них прежде рождения родителями их, это обязывает и нас к тому же. Соблюдение сего обета, данного за нас клятвенно нашими предками, - залог нашего благополучия, как временного - на земле, так и вечного - на небесах - по слову Божию, и наоборот, несоблюдение его есть великий грех перед Богом, влекущий за собой наказание, как и показала революция”. Немногие сегодня знают, что одна из анафематизм чинопоследования в неделю Православия гласит: “Помышляющим, яко Православные Государи возводятся на Престол не по особливому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению сего великого звания в них не изливаются: и тако дерзающим против них на бунт и измену: анафема, анафема, анафема”” [“Россия перед Вторым Пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии”. - Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993, стр. 167-168]. О необходимости любить Царя учит преподобный Анатолий Оптинский: ““...Господь зовет тех, кто любит Царя, ибо Сам любит Царя... Нет греха больше, как противление воле Помазанника Божия... Береги его, ибо им держится Земля Русская и Вера Православная... Молись за Царя и заслоняй его от недобрых людей, слуг сатанинских... Царь не только объявитель воли Божией людям, но...” Отец Анатолий задумался, и слезы показались у него на глазах; взволнованный, он кончил невысказанную мысль, сказал: “Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а... не будет Царя, не будет и России... Как человек с отрезанной головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим”” [“Житие иеросхимонаха Анатолия (Потапова)”. - Козельск, Введенская Оптина Пустынь, Издательский отдел, 1995, стр. 127-128]. О необходимости Царя учит также священномученик Иоанн Восторгов: “Самое страшное зло и несчастье испытал народ наш именно во время безгосударное, когда не было царя на Руси, или, когда злодеи восставали на царскую власть; народ русский спасся от погибели только избранием Царя из того рода Романовых, который и доныне царствует в России. И сколько добра сделали России Цари русские! Они избавили его от внешних врагов; расширили его царство, устроили войско; ввели просвещение; заботились о святой вере, защищали ее во всем мире, освободили и другие славянские племена от полной гибели, освободили крестьян в России от крепостного рабства. И понятно, почему русский народ создал мудрое присловие: “Без Царя земля - вдова, без Царя народ - сирота; Царь - от Бога пристав”. Искони наш народ был царелюбивым. В глубокой древности иностранцы, посещавшие землю нашу, удивлялись этой великой русской добродетели и только ею объясняли, почему Русское царство, которое было самым малым и незначительным посреди других, при множестве врагов, при самых тяжких условиях жизни, как евангельское зерно горчичное, разрослось в великую державу, в великое, многоветвистое дерево, что укрыло и дало покой и счастье многим племенам и народам на огромнейшем пространстве земли. Бог на небе и Царь на земле, - вот, чем жил русский человек” [Священномученик Иоанн Восторгов. ПСС, т. 2. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 504]. “Царь является орудием Промысла в управлении народом и насаждении в жизни его законом и планов Божественного мироправления. Эту истину религиозную, таинственную можно принять только верою; ее и принял и исповедует наш народ, когда говорит издревле на своем образном языке: “Царь - от Бога пристав”; “правда - Божия, а суд - Царев”. Эта истина освещает понятие о самодержавии и для самого царя: оно - вовсе не право царя, не частная и благоприобретенная собственность, не личное его владение, от которого он волен отказаться; оно есть долг; от долга же нельзя отказаться, ему можно только изменить” [Священномученик Иоанн Восторгов. ПСС, т. 3. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 24]. “Русский народ всегда был народом царелюбивым, и это свойство является в нем как бы его природною чертою. С Царями народ наш пережил и тяжелые годины своего исторического бытия, с ним же и от них видел он и получил много дней радости и могущества. На Царе нашем народ утверждает свое общее жизненное благо. Царь для него - Отец всех членов русской семьи, Носитель и Представитель человеческой правды, возможной на земле. В Царе он видит основание своей свободы, равенство в правах гражданских пред всеми соотечественниками и защиту от врагов внешних и внутренних. Истиннорусский с самого младенчества воспитывает в себе любовь к своему Царю, беззаветную к Нему преданность, простирающуюся до пожертвования своею жизнью. И начиная от времени настроения в нашей земле и создания русского единодержавия, во всех горестях и смутных временах своей жизни и до последних дней в крепкой взаимной любви Царя и народа Россия почерпала великую нравственную мощь, ею жила и живет доселе. Вместе с верою и любовью к Богу, непоколебимая, веками утвердившаяся, благословенная и освященная Церковью любовь к Царю служила могучим оплотом нашей народности в исторических судьбах ее” [Священномученик Иоанн Восторгов. ПСС, т. 1. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 349-350]. А так учит о Царе архиепископ Никон (Рождественский): “...Всякая мысль о какой-то конституции, о каком-то договоре Царя с народом является кощунством, непростительным оскорблением не только Царя, но и Бога, Которым Царь царствует. Наше русское Самодержавие носит характер чисто религиозный: “Бог, по образу Своего Вседержительства, дал нам Царя Самодержавного”, - говорит великий учитель Русской Церкви Митрополит Филарет, и Царь наш царствует по образу Божия о нас промышления, как слуга Божий, как уполномоченный Им, Царем Небесным, и только Им единым: Он - наш беззаветно любимый, наш родной Отец, и никогда, пока Русь стоит, пока она Русь православная, народ Русский не допустит и мысли о каком-либо ограничении Его самодержавной власти, ибо не может допустить и той мысли, чтобы Благочестивейший Божий Помазанник когда-либо позволил Себе поступить вопреки велениям Своей Царской совести, руководимой благодатию Духа Божия, дарованною Ему в священном таинстве миропомазания. Пожелает ли отец недоброго своим детям? Мыслимо ли от отца требовать отчета в его делах? Возможно ли, не будет ли нарушением всяких законов и божеских и человеческих вторгаться в права отца, ограничивать их, ставит ему какие-то условия, кроме тех, в какие он поставлен Богом в его совести? Народ есть единый целый организм, организм живой, возглавляемый Царем, яко Главою свое: что тело без головы - то государство без Царя, что семья без отца, то и царство без Царя” [Архиепископ Никон (Рождественский). “Православие и грядущие судьбы России”. - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. “Новая книга”, 1994, стр. 227-228]. Так же учит и народная мудрость: “Радость царская - радость всей Земли Русской, печаль государева - горе всего народа, грех царев - прегрешение всей Руси. Эти три понятия яркой полосою прошли в словопредании русского народа” [Коринфский А.А. “Народная Русь”. - М.О., Ленинский р-н, пос. “Московский”, Редакция газеты “Град Китеж”, 1995, стр. 106].
Морозов В.Н.
Москва. Братеево. 01.08.1999
|