|
Вероисповедание властиВ.Н. Морозов"Не забывайте, что и правительство наше должно быть по духу только православное". Архиепископ Никон (Рождественский). Власть, это понятие имеет больше смысловых значений, чем религиозных и философских мировоззрений объясняющих эти значения. Однако, нам известно, что поскольку, среди множества ошибочных значений, истинным может быть только одно, то сразу к нему и перейдем, не удостаивая суетным вниманием все прочие. Власть есть не что иное, как служение и, при том, только служение Богу. Те, кто не способен это понять, просто не способны вообще к политике без ущерба для своей души и душ своего народа. К сожалению, мы имеем несчастье видеть этот ущерб вокруг себя в предельно опасных дозах. Власть точно такое же служение, как и все в мире, что имеет хоть какой-нибудь смысл, но отличается тем, что это служение Богу происходит через служение своему народу, и, причем не только подвластному данной власти, а всему коренному народу подвластной страны, где бы в мире они не жили. Другими словами, власть, это часть всенародного служения Богу. Даже более того, это неотъемлемая часть всенародного служения, часть организующая, структурирующая, дисциплинирующая, создающая общую иерархическую систему общего служения, без которой оно не возможно. Всякая, даже самая малая власть, занимает в такой системе свое определенное место, определенную ступень всенародной лестницы во всенародном здании всенародного служения Богу. Иное понимание власти ведет только к попыткам удовлетворить определенные страсти, чаще всего гордыню, тщеславие, сребролюбие, блуд. Наиболее законченным проявлением такого извращенного понимания будет власть антихриста, причем она будет подходить под любое определение власти, кроме определения как служение Богу. Именно истинное понимание власти сохранилось только в Православии и нигде более. Например, у католиков власть это некое абстрактное право, у протестантов это продукт потребления или какое-то недоступное человеческому пониманию предначертание, у мусульман власть это кайф, данный Аллахом своему любимому рабу, у буддистов власть это иллюзия, ну и так далее, и тому подобные продукты человеческого суемудрия, всего не перечислишь. И всякий отход от Православия извращает власть, опошляет и направляет именно на попытки удовлетворения выше названных страстей. Власть вне Православия есть страстная животная, звериная власть, тяжелая для народа и мерзкая для Бога. Как учит священномученик Иоанн Восторгов: "Без веры в Бога человек только называется человеком, а на самом деле он приравнял себя к зверям, которые не умеют веровать и молиться. Оттого-то и жизнь у неверующих людей становится скотскою, а не истинно-человеческою. Господь отвращает лицо Свое от таких людей, народов и царств, и они сами собой погибают. Ибо народ, не думающий о небе, недостоин жить на земле" [Священномученик Иоанн Восторгов. ПСС, т. 2. - СПб.: “Царское Дело”, 1995., стр. 498]. Так как Православие есть единственная вера в Истинного Бога, а все остальные “веры” уже абстракции, воровски носящие Его имя, то любая неправославная власть, как бы не прикрывалась своей мнимой верой в Бога, а все же не менее скотская, как и прямо отрицающая такую веру вообще. Правда, надо помнить, что и скотская власть дается от Бога, как необходимость в межчеловеческих отношениях, для которых Православие еще не понятно или недоступно, и, поэтому, за всякую власть надо благодарно молиться Господу. Однако просить у Бога и желать себе надо власти Православной, любящей Бога, служащей Богу и потому получающей от Бога изобильные блага, изливающиеся на подвластный народ. Именно потому, что единственной человеческой властью может быть только православная, ей не только не стоит стесняться своего Православия, но и должно всячески утверждать его на практике, любыми, допустимыми самим Православием, средствами. Митрополит Иоанн учит: “Мы до сих пор, как дети, живем в мире мифов. Один из них - это миф о межрелигиозной конфронтации, которая, якобы, непременно возникает, стоит нам сказать вслух об исключительности Православия для судеб России. Нет такой опасности! Проблема межрелигиозных конфликтов в России надумана. Она возникает всякий раз, стоит Православию возвысить свой голос, напоминая русскому народу о его высоком религиозном призвании. В действительности, такая проблема может появиться лишь в том случае, если силы, управляющие страной, или совершенно некомпетентны в этом вопросе, или сознательно заинтересованы в нагнетании межрелигиозной напряженности в своих корыстных политических целях. ...Иначе говоря, отечественная история, врожденный религиозный такт русского человека и его обостренное нравственное чувство служат надежными залогами того, что никакая межрелигиозная борьба (в случае здравой государственной политики) России не грозит” [Митрополит Иоанн. “Одоление смуты. Слово к русскому народу”. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 48-49]. “Русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, как всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания. Согласно такому мировоззрению, целью стремлений отдельного человека в его личной жизни, главной задачей супружеского, семейного бытия, смыслом общественного служения и государственного существования России является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает из века в век Русская Православная Церковь. ...Никакой религиозно-нравственной, идеологически-мировоззренческой альтернативы у России нет. Любые попытки двинуться в ином направлении чреваты безудержной сатанизацией русской действительности, беспредельной морально-этической деградацией и полным параличом духовного потенциала. Примеров тому вокруг - тьма. Двигаться в избранном направлении необходимо терпеливо и упорно, с великой любовью и тщательностью возвращая людям украденные у них сокровища живой, опытной, осмысленной веры” [Митрополит Иоанн. “Одоление смуты. Слово к русскому народу”. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 109-110]. Все наши беды, уничтожающие народ и государство, самодовольная ленивая и одновременно агрессивная тупость, извращенный эстетизм и национальный мазохизм, барышничество и тряпичничество серой массы, все они от недостатка в народе воли к Православию, от женственности современных мирян и не желающих иметь даже понятия о необходимости воинского мужского служения. Именно такое народное безволие, расхлябанность и жизненная бабская пассивность, да еще с изрядной долей жалкого самодовольства, и привели Россию к неправославной власти. Более того, даже той власти, которая сейчас правит, наш народ недостоин, а достоин давно уже исчезнуть с лица земли, как досадное недоразумение. Давно бы исчез, если бы не молились за него наши отцы и наши старцы. Но долго так продолжаться не может. Либо народ вымолит и выстрадает себе православную власть, либо закончит свою историю. Тем более что в России любая другая власть просто не возможна. Даже Сталин и тот, для укрепления своей власти стал открывать храмы и даже задавил украинскую унию. “В России, - как писал Иван Ильин, - необходимо религиозное доверие народа к власти: власть инославная, иноверная или безверная всегда будет пользоваться в России скудным, урезанным, сомнительным авторитетом. Власть, оторванная от Бога, не может знать, что полагается “по Божьи”; она будет чужда верующему сердцу, а потому вообще не привлечет к себе сердец. Сильная власть есть религиозно-убедительная власть” [Ильин И.А. “Наши задачи. Историческая судьба и будущее России”. Т. 1. - М.: “Рарог”, 1992, стр. 319]. То есть, власть не должна стесняться поддерживать Православие, если она надеется серьезно укрепиться в России и иметь весомый авторитет в народе. Например, мэр Юрий Лужков воспринимается подавляющим большинством москвичей, как православный христианин (кем бы он не был на самом деле), который изо всех сил поддерживает Православную Церковь, строя храм Христа Спасителя и, как результат, 90 % проголосовало за его переизбрание. При этом власть, поддерживающая Православие, не может уже, без ущерба для своего авторитета, поддерживать и какую либо другую религию. Не определившаяся в своем вероисповедании власть явно выглядит, как несерьезная, колеблющаяся, мутная, слабохарактерная и тормознутая. Такая власть не вызывает доверия, ибо плюрализм и веротерпимость являются проявлениями лживости и приспособленчества. Да и народу и государству никакая веротерпимость не нужна. Она только разъединяет и народ и государство, создавая целую кучу концессий, обвиняющих друг друга во лжи. Между самими верами никакой терпимости быть не может. Никто не может быть терпим ко лжи, не унижая свою истину, кроме неверующих или очень слабо верующих подонков общества. “Как условно понималась свобода религий даже защитниками ее, показывает пример известного англичанина философа Локка. В своем специальном сочинении, посвященном трактуемому вопросу (“Письма о терпимости”), Локк доказывает, что государственная власть не должна касаться учения или культа. И рядом: “не должны быть терпимы атеисты, так как для них необязательны клятвы, обещания, добросовестность, образующая главные связи гражданского общества, а также паписты, так как они признают над собою иноземную власть папы”. Пуритане в Америке к квакерам применяли такие меры: мужчинам отрезывали уши, женщин секли. “Упаси нас Бог от такого охлаждения любви к истине, чтобы мы стали терпеть заблуждения!” - вот правило жизни многих диссидентов Америки, которые сами искали свободы от гонений в новой стране... Православная Церковь... этого не делала и не стремилась обходить море и сушу, чтобы всеми неправдами сотворить единого пришельца. Не от нее приходится защищаться иноверцам и инославным. Она сама и прежде, и особенно теперь нуждается в защите и охранении от напора других религий, существующих в России, из которых почти каждая склонна к прозелитизму на счет Православия. Такой защитой и ограждением единственно и может служить запрещение пропаганды иным вероисповеданиям, при полной свободе для них открыто и без ограничения в правах действовать в среде своих единоверцев и при полной свободе для каждого гражданина лично принимать и исповедовать какую угодно религию” [Священномученик Иоанн Восторгов. ПСС, т. 4. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 329-331]. “Пора и нам сегодня, после долгих десятилетий атеистической одури, понять, наконец, что пресловутый “плюрализм” хорош лишь при обсуждении праздничного меню - но пагубен в области нравственно-религиозной, морально-этической, мировоззренческой. “Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит” (Мф. 12:25), - предрек Господь. “Умоляю вас, братья, - говорит апостол Павел, - остерегайтесь производящих разделения и соблазны... и уклоняйтесь от них” (Римл. 16:17)... “Если же друг друга угрызаете и снедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом” (Гал. 5:15). Сегодня, после всего случившегося с Россией, какие еще доказательства нам нужны, дабы уяснить, что сладенькая ложь “плюрализма” и “свободы” (понимаемая как нравственный, мировоззренческий произвол) скрывает в себе смертельный яд, разлагающий соборную душу народа и умерщвляющий его державное тело?” [Митрополит Иоанн. “Русь Соборная. Очерки христианской государственности”. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 15]. “И прежде всего, можно ли говорить о свободе совести, свободе веры? Пора бы давно оставить этот неправильный и неточный термин, ибо совести, как голосу внутреннему, никто и ничто не может поставить какие-либо преграды, которые были бы в силе связать совесть, как таковую. Совесть несвободная, это - психологическое недоразумение. “О свободе веры позаботился Сам Господь Бог, - говорит один авторитетный в данном вопросе ученый (Блунчли), - так как Он облек внутреннюю жизнь духа защищающим покровом тела... Свобода веры, таким образом, обеспечена самой человеческой природой. Безмолвное, полное тайны общение человеческого духа с Богом уже тем защищено от неразумного и грубого вмешательства власти, что государство не имеет никакого прозрения во внутреннюю жизнь души и никаких средств переделывать мысли и чувства людей по своему произволу. В этом смысле свобода веры не представляет никакого юридического понятия, так как нигде не нуждается в человеческой правовой защите”. Может ли быть допущена безусловная свобода для всякого вероисповедания? Очевидно, нет... Как, например, отнестись к учению, отрицающему военную службу и присягу, как отнестись к самому еврейству талмудистическому, которое исполнено человеконенавистничества и разрешает правоверному еврею все виды мерзостей и нанесения вреда по отношению к гоям, или акумам, т.-е. к христианам?” [Священномученик Иоанн Восторгов. ПСС, т. 4. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 315-316]. “Если государственная власть признает веру православную единою истинною верой, если она сознает все великое значение сей веры в государственной жизни и строении, если видит в Православии духовную основу русской народности, народного миросозерцания, опору всех устоев государства, - а все это власть должна признавать, видеть и понимать, - то может ли она допускать подрыв веры, подкоп под нее разных ересей и лжеучений, разрушение ими сей веры в массе младенчествующего умом народа, не расшатывая в то же время своих собственных основ? Во имя чего она должна бы все это допускать? Во имя каких-то отвлеченных теорий, в принципе не признающих различия между вечным благом и вечной погибелью? Но так свойственно рассуждать только масонам, этим вечным врагам Христова учения. Во имя какой-то выдуманной свободы совести? Но ее не может быть хотя бы уже потому, что совесть есть сокровенный судия помышлений и поступков человеческих, есть внутренний закон, который, как закон, сам себя связывает, ограничивает, но никем и ничем не может быть ограничен: пример - святые мученики... Затем: какая совесть? Бывает совесть и щепетильная, скрупулезная, бывает и сожженная... Так какой же дать свободу? Совесть еретика, сектанта, раскольника позволяет всех совращать в свои секты, ереси, расколы православных; совесть иудея дозволяет ему отравлять, убивать христианина, как животного, совесть вора - воровать и т.д. Уж не давать ли свободы всем этим совестям? Скажут: речь идет только о вере. Но расхищать сокровище веры, обкрадывать русскую душу, искажать эту прекрасную душу по подобию немца-штундиста - да ужели можем все это допускать Государственная власть, сама признающая православную веру своею основою, основою бытия Российского государства? Ведь, это было бы изменою своему назначению! В сущности, этим государственная власть упраздняла бы сама себя. Что пользы в том, если она будет ограждать только имущество подданных Русского государства от воров и разбойников, а душу народную отдаст на расхищение и духовное убийство? Мы не требуем казней для пропагандистов-еретиков; мы требуем только строгого им воспрещения пропаганды, под угрозою ощутительного для них наказания, хотя бы беспощадными штрафами и удалением из тех мест, где они пытаются серьезно свит себе гнездо. Мы умоляем правительство, чтоб оно оградило детей наших и простецов из народа от того духовного разврата, какой вносится иудейской необузданной, бессовестной печатью, развращающими зрелищами...” [Архиепископ Никон (Рождественский). “Меч обоюдоострый”. - СПб.: Большой Тихвинский Успенский мужской монастырь, 1995, стр. 56-58]. А вот достойнейший пример из жития Святителя Ермогена: “За свое ревностное служение Церкви и строгую подвижническую жизнь удостоенный сана митрополита только что покоренной Казани, святитель Божий весь отдался святому делу утверждения в Православии новокрещенных татар, из коих некоторые возвращались в магометанство, а другие уклонялись в католичество и лютеранство. Митрополит Ермоген испросил у Царя Федора Иоанновича указ, в силу которого новокрещенные татары поселены были вместе с русскими в особой слободе, где для них построили церковь и наблюдали за ними, чтобы они посещали богослужение, носили кресты на груди, имели у себя иконы и жили по православному. А иноверцам было запрещено брать на службу к себе православных. Святитель Божий не пускался в рассуждения о какой-то свободе совести: он веровал, что истина Православия превыше всех сокровищ на земле, и ограждал ее всею силою своей святительской власти. И ни в какие сделки со своею совестью он не входил, и грехом почел бы допускать совращения из Православия в какую бы то ни было иную веру” [Архиепископ Никон (Рождественский). “Православие и грядущие судьбы России”. - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. “Новая книга”, 1994, стр. 195]. А преподобный отец наш Иосиф Волоцкий учит, “что должно не только осуждать еретиков и отступников, но и проклинать их, и не только проклинать, но и предавать лютым казням” [Преподобный Иосиф Волоцкий. “Просветитель”. - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994, стр. 31-32]. Остановимся на учении Преподобного Иосифа более подробно. “Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла; когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освещая тем свою руку. Так повелевает сам святой Златоуст, который пишет: поскольку мы говорим о хуле на Единородного Сына Божия, а теперь хочу просить вас об одном даре - чтобы вы наказывали всех появляющихся в городе хулителей. Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся - ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной. Если схватят вас и повлекут на суд - иди; если судья, допрашивая, потребует показаний - говори с дерзновением, что тот похулил Царя ангельского. Ведь того, кто хулит земного царя, подобает предавать мучениям; тем более относится это к хулящему Царя Небесного. На всех лежит грех, если нет правды. Подобает всем, кому нужно, разъяснять, пусть узнают и жиды, и поганые еретики, что христиане - спасители государства, строители, заступники и учителя. Пусть узнают необузданные и развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться Божиих рабов. Если и захотят они когда-либо говорить что-нибудь неподобное - пусть повсюду следят друг за другом, пусть и теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан” [Преподобный Иосиф Волоцкий. “Просветитель”. - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994, стр. 318-319]. “О царях, князьях и судьях говорят святые апостолы, - о том, что они получили власть от Господа Бога для наказания преступников и для поощрения делающих добро... Святитель Златоуст: итак, земное начальство поставлено на пользу людям, от Бога, а не от дьявола, как говорят некоторые недостойные; оно поставлено, чтобы люди, боясь властей, не поглощали друг друга, словно рыбы. Потому и сказал святой апостол Петр: “Такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей”... Могут сказать, что святые апостолы и преподобные отцы повелевали царям, князьям и властителям наказывать творящих злое, то есть убийц, прелюбодеев, занимающихся воровством и разбоем и иными злыми делами, а еретики и отступники здесь ни при чем. Но если это было повелено об убийцах, прелюбодеях и делающих иные злые дела, то тем более подобает поступать так по отношению к еретикам и отступникам. Об этом свидетельствуют святые книги. В священных правилах, относящихся к гражданским законам, о неверных и еретиках говорится так: те, кто сподобились святого крещения, но отступили от православной веры и стали еретиками или совершали жертвы эллинским богам, подлежат смертной казни. Если жид дерзнет развратить христианскую веру, подлежит отсечению головы. Если же манихеи или иные еретики, ставшие христианами, начнут потом поступать и рассуждать по-еретически, да будут усечены мечем; а тот, кто знает об этом и не предает их казни, тоже подлежит смертной казни. Если же какой-либо воевода, или воин, или начальник общины, обязанный следить за тем, не поступает ли и не рассуждает ли кто-нибудь по-еретически, узнает о еретике и не предаст его суду, - даже если сам начальник и православный, он подлежит смертной казни. Зачем же утверждать, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника? Ведь из сказанного понятно, что подобает не только осуждать, но и предавать лютым казням, и притом не только еретиков и отступников: и сами православные, узнавшие о еретиках или отступниках, но не предавшие их судьям, подлежат смертной казни... ...Так поступали пророки, праведники и благочестивые цари и во времена Ветхого Завета. Когда они видели, что кто-нибудь отступил от Господа Бога Вседержителя, то одних убивали мечем, других же поражали молитвой. Так, по молитве, Моисей приказал посечь мечем отступивших от Бога Вседержителя и поклонившихся златому тельцу. Великий среди пророков Илия сделал так, что два пятидесятника, отступившие от Господа Бога Вседержителя, были сожжены огнем божественным, а четыреста человек он посек мечем своею рукою. И Иуда Маккавей, увидев, что люди отступили от Господа Бога и поклонились идолам, повелел всех посечь мечем. И благочестивый царь Иосия так возревновал о благочестии, что не только убивал живых, прельщающих людей на отступление от Господа Бога, но и кости умерших выкопал, и сжег огнем, и пепел развеял по ветру... ...Первый великий царь, равноапостольный Константин, установил во всем своем царстве закон, что не верующие во Святую и Животворящую Троицу должны умереть самой злой смертью, а дома их отдаются на разграбление. И святые отцы Первого Собора не запретили этого. Святой Александр, патриарх Константинопольский, молитвой своей сделал так, что у Ария расселось чрево. По слову великого чудотворца Епифания Кипрского еретик Аэтий онемел, а на седьмой день был предан смерти. Благочестивый же царь Маркиан осудил на смерть еретика Диоскора, патриарха Александрийского, и не усек его мечем, но послал на остров Ас, где никто не мог прожить и года: все умирали лютой смертью под действием смертоносных ветров. Здесь и Диоскор, и все его единомышленники испустили дух свой в ужасных мучениях. И ведь святые отцы Четвертого Собора не препятствовали этому. Благочестивый царь Юстиниан и Тиберий отсекли головы епарху Аддусу и воеводе Елевферию, поборникам ереси. И великий чудотворец Евтихий, патриарх Царьграда, не препятствовал этому. Великий же царь Ираклий повелел убивать иудеев, не желающих креститься, и множество патриархов, святителей и преподобных, живших в то время, не препятствовали этому. Святой Феодор, епископ Едесский, словом своим сделал немым жидовина, произносившего хулу на Господа нашего Иисуса Христа, и после этого умолил царя Вавилонского, и тот послал воинов в Едес и повелел изгнать из города всех еретиков и забрать их богатство, а другим отрезать языки; и святой Феодор не препятствовал этому. Также и святая царица Федора и сын ее Михаил отправили в заточение еретика Анния, патриарха Царьграда, и повелели, растянув его, бить ремнями. И блаженный патриарх Мефодий и многие преподобные отцы наши и исповедники не препятствовали этому. И святой Лев, епископ Катанский, сделал так, что еретик Илидор был сожжен огнем. Святые пророки и праведники Ветхого Завета одних отступивших от Господа Бога предавали смерти молитвой и благодатью, данной им от Бога, других убивали оружием и предавали лютым казням, - в Новом же Завете святые апостолы, божественные святители и преподобные и богоносные отцы не убивали еретиков и отступников оружием, но предавали их смерти и лютым казням своими молитвами и силою, данною им от всесильного животворящего Духа. Кто-нибудь может сказать, что одно дело - предать смети с помощью молитвы, а другое - убивать осужденных на смерть с помощью оружия. Ответим ему так: это одно и то же - предать смерти с помощью молитвы или убивать виновных с помощью оружия... ...Так же поступила и святая мученица девица Феодосия, которая родилась по обетованию святой мученицы Анастасии, семи лет постриглась в иноческий образ и с тех пор пребывала в монастыре неотлучно. Услышав, что царь Лев, из Исаврии, послал своего спафария, чтобы он сбросил и разбил икону Владыки Христа, изображенную на медных городских воротах, святая Феодосия поспешила к месту тому, и, увидев, что спафарий трижды ударил секирой по образу Спаса Христа, немедленно сбросила лестницу на землю, и предала спафария горькой смерти. Потом вместе с другими инокинями она отправилась в патриархию, и они побили камнями патриарха Анастасия, иконоборца, и здесь же святая была убита злочестивым царем, за образ Господа нашего Иисуса Христа. А чтобы не сказал никто, что Христова мученица Феодосия сотворила это дело не по божественному повелению - своими руками предала человека смерти, - для этого преблагой Владыка Христос по смерти прославил ее множеством чудес и дивными знамениями, и тело ее сохранил целым и нетленным, чтобы все приходящие к ее гробу получили исцеление от всяких недугов. И святые божественные отцы почтили ее песеньми и похвалами, канонами и тропарями, и наравне с великими мучениками и мученицами Христовыми повелели праздновать ее память, мая в 29 день... ...Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям - всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням” [Преподобный Иосиф Волоцкий. “Просветитель”. - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994, стр. 322-334]. “Еретики утверждают, что не подобает особенно много дознаваться о еретиках и об отступниках, если они сами не исповедуют своей ереси и отступничества. Мы же скажем теперь о том, что повелевают святые книги, а именно: всем верующим во Святую и Животворящую Троицу следует всячески стараться, прилагать усилия и проявлять благоразумную хитрость, чтобы разузнать о скрывающихся еретиках, найти их и допросить... ...Потому пусть стремится каждый православный приложить все силы, проявить всяческое старание и ревность, с верой и великой любовью к единородному Сыну Божию; пусть расспрашивает еретиков и отступников всякими способами и со всей тщательностью, как делали святители и преподобные отцы наши, а разузнав обо всем - пусть не утаивает; тот же, кто попытается утаить, явится сообщником еретиков. ...И божественный Златоуст говорит: не думайте, что делаете благое дело вашим братьям, если видите творящего неподобное и не сообщаете об этом; сами себя предаете окончательному осуждению. И еще говорит Златоуст: разве не по-персидски рассуждает перс? И варвар - не по-варварски ли поступает? Если кто-нибудь из персов или варваров, скрывающийся среди нас и притворяющийся одним из нас, будет узнан и схвачен, разве не будет он тотчас, без слов, подвергнут допросу и пыткам, и не только он один, но и знавшие слова его и дела и не сообщившие о том? Так же и воры, и разбойники, убийцы и разорители могил, схваченные и обличенные, - разве не потерпят они вечную муку и злую смерть? И не только те, кто крадет или убивает, но и те, кто знает об этом и не доносит, или господа, не желающие запрещать подчиненным, - все они примут такую же казнь. Тем более достоин казни тот, кто слышит или видит говорящие слова или творящие дела еретические и не сообщает об этих хулах и оскорблениях. Если услышишь, что кто-либо затевает убийство царя земного, и не донесешь о том, то будешь казнен вместе с заговорщиками; еретики же и отступники постоянно убивают, хулой и поношением, Царя Небесного, Владыку нашего Иисуса Христа, а ты знаешь, кто хулит и поносит, - и не проявляешь никакого старания и ревности, чтобы прекратить эти хулы. Не следует ли из этого, что и ты их одобряешь? Потому и будешь предан вечному огню вместе с теми, кто поступает так. Тот же, кто хочет избежать такой участи, ни в коем случае не должен утаивать или покрывать еретиков, но должен обличать их и свидетельствовать о них, - не только если сам услышит или увидит кого-либо, говорящего слова и творящего дела еретические, но и в том случае, если обнаружатся другие истинные свидетели против делающих и говорящих по-еретически” [Преподобный Иосиф Волоцкий. “Просветитель”. - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994, стр. 337-339]. “Так, святой Кирилл, патриарх Иерусалимский, написал о манихейской ереси, святой Мефодий, епископ Патарский, - об оригенской ереси, святой Иоанн, Никейский епископ, - об армянской ереси, и многие другие святители и преподобные и богоносные отцы наши написали и ничего не скрывали, но все ереси и скверные дела еретиков описали, чтобы христианский православный и боголюбезный род, узнав о ересях и скверных и гнусных делах еретических, возненавидели еретиков совершенной ненавистью и от всей души старался искоренить и упразднить их скверные дела и ереси” [Преподобный Иосиф Волоцкий. “Просветитель”. - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994, стр. 349]. “Всем кто любит Христа, следует проявить большое усердие и старание, чтобы и мы не погибли так, как погибли Армянское, Эфиопское и Римские царства. Ведь они погибли по небрежению тогдашних православных царей и святителей, и за такое небрежение эти цари и святители будут осуждены на Страшном Суде Христовом... ...Итак, уразумейте, цари и князья, и бойтесь Вышнего; я написал это для вашего спасения, чтобы вы, исполнив волю Божию, получили от Него милость, потому что Бог посадил вас вместо Себя на престолах ваших. Цари и князья должны всячески заботиться о благочестии и охранять своих подданных от треволнения душевного и телесного. Так, у солнца свое дело: освещать живущих на земле, а у царя - свое: заботиться о всех своих подданных. Получив от Бога царский скипетр, следи за тем, как угождаешь Давшему его тебе, ведь ты ответишь Богу не только за себя: если другие творят зло, то ты, давший им волю, будешь отвечать перед Богом. Ибо Царь естеством подобен всем людям, властью же подобен Богу Вышнему. И как Бог хочет спасти всех людей, так и царь должен охранять от всякого вреда, душевного и телесного, все, что ему подвластно, чтобы, исполнив волю Божию, получить от Бога вечную радость, с бесплотными силами, как и Сам Он обещал вам: “Где Я, там и слуга Мой будет”, - и вы воцаритесь с Ним, и будете радоваться вместе с Ним во веки” [Преподобный Иосиф Волоцкий. “Просветитель”. - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994, стр. 366-368]. Таким образом, преподобный Иосиф Волоцкий учит, что властям не только не нужно стесняться поддерживать Православие, но и не надо проявлять никакой веротерпимости вообще. Правда, у преподобного Иосифа ничего не сказано по поводу веротерпимости власти, управляющей помимо православных народов инославными и иноверными народами, такими, как мусульмане-татары или буддийцы-буряты. И хотя эти народы не менее других нуждаются в вечном спасении, а значит в обращении к Православию, но, тем не менее, власть не может к ним применять те же средства, как к еретикам и отступникам из православных народов. В таких случаях, как наиболее эффективное средство применяется миссионерство. Но и миссионерство не должно успокаивать и расхолаживать власть. Даже в среде иноверных народов нельзя распускать веротерпимость, иначе иноверцы обнаглеют настолько, что сами займутся своим богомерзким миссионерством, или используют свою ересь для борьбы с Православной властью, поэтому иноверцев необходимо держать в ежовых рукавицах, запрещая всякое политическое или пропагандистское проявление их религии. Показательный пример распущенной иноверческой наглости привел священномученик Иоанн Восторгов: “Православный епископ из Западного края со скорбью повествовал Государю Императору в прошлом году, вскоре после издания закона 17 апреля о веротерпимости, как поляки-католики поняли свободу веры: вместо того чтобы мирно и тихо жить в исповедании своей веры, в благодарных чувствах к Царю и России, они стали наступать на Православие, на русский народ, распускали слухи, что Царь принял католичество, что православные церкви обратятся скоро в костелы, наконец, стали открыто гнать православных, угрозами, насилиями отторгать их от Церкви; католичество снова сделали орудием для восстановления Польши и для ненависти против России. Государь кротко и скорбно, в ответ на рассказ преосвященного, заметил: “Вот Я хотел сделать как лучше, а что из этого выходит?!”” [Священномученик Иоанн Восторгов. ПСС, т. 3. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 48-49]. К сожалению, ошибка Самодержца в вопросе веротерпимости кончилась для него плачевно, но показала нам опасность неграмотного, “жалостливого” подхода к делу веры. Впрочем, держа иноверцев в строгости, нельзя оставлять о них заботы, как о подвластных государства и оказывать им равную социальную помощь и поддержку, как и единоверцам. Это относится и к медицинскому и бытовому обслуживанию и другим условиям человеческой жизни. Преподобный Феодосий Киево-Печерский в своем “Слове о вере христианской и латинской” учит нас так: “Подавай милостыню не только единоверцам, но и чужим. Если увидишь раздетого или голодного, или больного лихорадкой, или одержимого какой-либо другой бедой, даже если это будет иудей... - всякого помилуй и от беды избавь, если можешь, и не оставит тебя Бог без вознаграждения”. И он же учит: “Не следует, чадо, хвалить чужую веру! Если кто хвалит чужую веру, тем самым он свою хулит... Если тебе скажет спорящий: “И ту, и эту веру Бог дал”, - то отвечай ему так: “Ты, кривоверный, считаешь и Бога за двоеверца. Так не слышал ли ты, окаянный, развращенной злой верой, что говорится в Писании: един Бог, едина вера, едино крещение!” [Митрополит Иоанн. “Самодержавие духа. Очерки русского самосознания”. - СПб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1994, стр. 93]. Так что, всякий поборник веротерпимости - окаянен, развращен и кривовер, а с его вредным мнением совершенно не стоит считаться. Кроме того, само Православие является лучшей поддержкой власти в России и всегда было прочнейшей и необходимой ее основой. “Самое дыхание Православной Церкви обеспечивало нам признание личного начала и вовлечение сердца в строительство государства” [Ильин И.А. “Наши задачи. Историческая судьба и будущее России”. Т. 1. - М.: “Рарог”, 1992, стр. 136]. И если рассматривать власть как контроль определенного числа людей меньшим определенным числом людей, то результативность власти становится слагаемым убеждения подконтрольных и мастерства убеждать контролирующих. В России весь дух народного убеждения построен на Православии, или срывается в языческий хаос междоусобицы самоутверждающихся мелких группировок, неспособных находится под общим организованным контролем. К тому же и сама Церковь заинтересована в упрочнении власти, если эта власть служит Богу и заботится о своем народе, как о ближних братьях и сестрах во Христе. Церковь всегда поддерживает власть патриотическую и по православному националистическую, то есть власть, осознающую себя как родительское служение в большой народной семье. Церковь помогает власти готовить свой народ к служению Богу так же, как помогает родителям готовить к такому же служению своих сыновей и дочерей. Власть же, избегающая помощи Церкви свидетельствует тем самым только о своем нежелании заботиться о народе, о своем стремлении к паханской безответственности. Такая власть видит в народе не родных детей, а стадо, такая власть не националистична, не народна, а инородна, как посторонний наблюдатель, зверь, оберегающий свою территорию от других потребителей-хищников, и оставляющий на деревьях свои метки. Такая власть не религиозна, а антирелигиозна, даже если и рядится в овечью шкуру и называет себя пастухом. Священномученик Иоанн Восторгов учит: “Задачи власти суть религиозно-нравственные, христианские задачи. А так как Крест есть символ христианства, символ искупления, то в этом смысле “Крест - царей держава”. Отнимите Крест, снимите его с короны царя и удалите со здания государства, - и держава царей будет только человеческая, только мирская, временная, непрочная, гнилая, и здание царств человеческих будет всегда построено на песке. Служа христианскому государству, отстаивая его от врагов, благоустрояя его внутренно, мы в нашем патриотизме уже проявляем не в силу собирательного эгоизма, не мирские задачи и выгоды, не средства властительства и народного обогащения, а исполнение вечных мировых целей, для которых государство служит средством; отстаивая державу царей, мы отстаиваем Крест Господень, ибо - “Крест - царей держава”” [Священномученик Иоанн Восторгов. ПСС, т. 3. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 310]. И сам мирянин-подданый смотрит на власть только с двух возможных позиций: или как на Богом установленную величину (если он и власть достаточно православны), или как самодеятельную кампанию “Пети и Васи”, которые очень хотят, что бы все на них работали. И про “народных избранников” никто не думает, что “я вот этого мужика сам себе избрал и теперь сам его слушаться буду”, а чаще думают, что “раз уж этот мужик влез выше меня, то мне надо или влезть теперь выше его или сидеть как неудачнику и не вякать”. Понятно, что если власть не православная, то никто на нее, как на Богом установленную, не смотрит. В лучшем для нее случае, православные люди ее воспринимают как Богом попущенную “за грехи наши”. Поэтому, если же власть серьезно захочет служить народу и возродить Российскую державу, то ее сразу можно будет узнать по окормлению в Церкви и симфоническому сочетанию с Церковью, а не по навязчивому постоянному желанию держать Церковь под контролем (что, как известно, так же глупо, как пытаться контролировать Главу Церкви Бога). “Так вот, Церковь может - и станет - опорой возрождающейся России, духовной основой объединения русского народа потому, что именно она наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение простого, душевно здравого русского человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести” [Митрополит Иоанн. “Одоление смуты. Слово к русскому народу”. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 45]. Вне Православия власть превращается в сборище негодяев, народ в ленивую толпу, а возрождение России в добровольное вымирание. Вне Православия любая власть (по крайней мере, у нас в России) сомнительна. “Блаж. Августин (354-430) писал: “Ежели власть приказывает нечто противное Божественной воле, - не слушайте власти. Нам сказано: несть власти, нежели от Бога; однако часто забывают, что следует после этого, а именно: что все исходящее от Бога хорошо устроено; так дайте нам власть хорошо устроенную, и мы не будем сопротивляться” [“Россия перед Вторым Пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии”. - Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993, стр. 226]. Даже мусульманский мудрец аль-Маварди и тот понимает опасность для власти в ее расхождении с традиционными религиозными организующими нормами: “Пренебрег властелин установлениями религии, в грош не ставит или даже преследует религиозных деятелей, придумывает какие-нибудь “порицаемые нововведения”, заменяющие привычные для людей положения, - во всех этих случаях против властелина может выступить кто-то, кто провозгласит своей целью борьбу за восстановление религии в ее первозданной чистоте. И если еще при этом люди, идущие за ним, получат какие-то блага в начале этой борьбы, - не без реализма замечает аль-Маварди, - то успех восставших гарантирован. Вот он - Божий гнев!” [Игнатенко А.А. “Как жить и властвовать: секреты успеха, добытые в старинных арабских назиданиях правителям”. - М.: Издательская группа “Прогресс - Культура”, 1994, стр. 56].
Морозов В.Н.
Москва. Братеево. 29.07.1999
|