|
ПРОБУЖДЕНИЕВ.Н. Морозов
“Возвращается
и находит их спящими, и говорит Петру:
Симон! Ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна” Мк 14, 37-38. “Имея очи, не видите? Имея уши, не слышите? И не помните?” Мк 8, 18. “Сон разума рождает чудовищ” Ф. Гойя. Святая Русь! Где она? Мы привыкли к этому словосочетанию. Мы произносим его и в лад и не в лад, часто не задумываясь над его смыслом. Можем ли мы увидеть Святую Русь? Есть ли Святая Русь? Была ли, будет ли? Если это только совокупность всей святости, когда-либо существовавшей на Русской Земле, то тогда Святая Русь есть абстракция. Если это идеал народного бытия, то Святая Русь есть плод мечтательной фантазии. Но, что же это в реальности? В реальности всякая вещь существует только как служебная тварь у Бога и различается только как служебная тварь у Бога и различается только своим Ему служением (в соответствии с которым, и имеет свою форму и свои возможности). В реальности и Святая Русь - вещь служебная. Но где ее служба? Как найти ее, чтобы сослужить вместе с ней? Если мы признаем такое определение Святой Руси, то найти ее не сложно. Она у нас на виду, да та близко, что ближе некуда. Святая Русь это служение всего нашего русского народа, это служение нас. И, чтобы увидеть Святую Русь, надо и осознать свое служение, а части русского народа, и начать сердцем, мыслью, словом и делом нести свою часть нашего русского служения. И с чего же начать? Осмотримся вокруг. Вокруг мы видим Россию. Вот, простые рабочие люди. Они, за редким исключением, далеки от Церкви, от Православия, от осознания своей жизни, как служения Богу. Более того, они все более ожесточаются ко всему церковному. Их больше занимают алкоголь, блуд и некоторые другие плотские утехи. Свою умственную ограниченность они отстаивают вплоть до навязывания ее окружающим. Хотя, русского у них осталось еще много. Наши работяги великодушны, щедры, справедливы. И, все же, служить Богу они не хотят, а значит, они еще не Святая Русь. Вот, интеллигенция. Эти далеки от Церкви еще больше. Их болезненная сущность, пораженная эстетизмом и заполненная целым зоопарком различных химер, доводит несчастных интеллигентов до разнообразных извращений и ставит их не только вне Святой Руси, но и, даже, вне русскости. Вот, коммерсанты. Они поздоровее интеллигентов, и даже значительно. Хотя русские коммерсанты, дело редкое. Среди инородной массы они сами утеряли свою русскость не менее чем интеллигенты. Все их русское своеобразие сохранилось только в разгуле, барском самодурстве и жалостливости к своим подчиненным. Они очень часть становятся спонсорами православных храмов, но если начинают воцерковляться всерьез, то часто разоряются. Однако, из них, есть такие редкие личности, которые помощь храмам воспринимают как свое служение Богу. Но это лишь исключения, подтверждающие общее правило, правило поклонения не Богу, а золотому тельцу. Где же Святая Русь? Среди духовенства? Но тогда поучается, что она существует именно среди духовенства, да некоторых редких оригиналов из мирян, редких овец среди многочисленных пастырей. Но нет, Святая Русь не может быть так несовершенна, ведь она святая. Надо оглядеться повнимательнее. Где блистательная иерархичность, подражающая иерархии ангелов? Где единодушная соборность, объединяющая все сословия и слои русского народа в едином сослужении? Где симфония властей духовной и государственной, управляющая этими сословиями? Или Святая Русь так сильно трансформировалась до неузнаваемости, сделалась столь примитивной пародией на то, чем ей должно быть? Нет, она святая, она совершенна как сама святость. И это значит только одно, что, оглядевшись вокруг, мы не видим Святой Руси. Если бы не было известно, что Святая Русь бессмертна, то можно было бы подумать, что она умерла. Остается только одно. Святая Русь спит. Это спящее царство. Спит монархия, спит отборная аристократия православного служения. Спит почтенное мещанство и смиренные трудолюбивые горожане и крестьяне, спит стража и воинство. Лишь только крысиный король колдует в останкинской башне, превращая героев, способных пробудить царство в щелкунчиков, а щелкунчики пытаются набрать из кукол себе освободительную армию. Как же разбудить Святую Русь, не став при этом самому игрушкой во вражьих руках? Как ни странно, это просто, и это самостоятельно и легко понимает каждый, кто хочет пробуждения, поскольку просто. Чтобы разбудить Святую Русь нужно в начале проснуться самому. Вот мы спим. Мы ничего не слышим, не видим, мы бездействуем. Только некто, замаскированный под Оле Лукойе, крутит над нами своим разноцветным зонтиком. Как проснуться? Сразу выскочить из столь глубокого сна трудно. Даже если нас будут будить и поливать студеной водой, мы будем ругаться и натягивать не голову одеяло. Надо просыпаться постепенно. Любое просыпание начинается со слуха, поэтому вначале должен проснуться наш слух. И только одно слово может пробиться к нам через многочисленные бормотания наших заклинателей, это Слово Благовеста. Колокол Евангелия разгоняет демонов и заставляет проснуться наш дух. Но это еще не пробуждение. “Дух бодр, плоть же немощно” (Мф 26,41). Человек с разбуженным слухом слышит. Он приходит к вере, он ходит в храм, он узнает молитву, его дух проснулся, но только дух. Все остальное спит. Что же еще может проснуться кроме духа? Разве это не самое важное? Да, это самое важное. Но тот, у кого разбужен только дух, дремлет. Всякий, кто дремлет, но не спит, слышит. Но он еще ничего не видит вокруг. И таких дрем на Руси много. И такие, также как и спящие, не хотят дальнейшего пробуждения. Особенно жалко дремота выглядит у мужчин, поскольку для слабых женщин она, в определенной степени даже простительна. А когда дремлющие мужчины раздражаются на людей бодрствующих, они приобретают не менее жалкий вид, чем спящие. Их большую часть составляют так называемые “бабушкины внуки”, они же “хвостики”, которые считают, что их церковность полностью избавляет их от какого-либо еще служения Богу, как “белый билет” от службы в армии. Ну да хватит о них... Как же дальше просыпаться? Дальше просыпается зрение. Страж души совесть открывает окна и двери на встречу радостному звону Благовеста, и в этих окнах и дверях мы видим Россию. Мы видим вымирание народа, мы видим разрушения семей, мы видим массовые убийства матерями своих детей в утробе. Мы видим властителей государства, грабящих страну, и видим мерзкое сборище негодяев, пропагандирующих блуд и разврат. Мы видим организованное и ожесточенное уничтожение нашего спящего народа. И если совесть действительно у нас не сожжена, то ее открытие дверей и окон в нашей пыльной комнате и огонь пожара в нашем Отечестве действует на нас отрезвляюще, как нашатырь. Наш разум начинает работать, и мы осознаем, где мы находимся. Человек, раскрывший глаза на окружающую действительность неизбежно становится патриотом. И кажется, вот оно - пробуждение. Но это только открытые глаза. Ведь бывает и так, что человек глаза открыл и уже не может дремать, но остается сонным. Такой человек живет как в тумане. Он ходит в горящем городе, смотрит на многочисленных мародерствующих крыс, осознает все... Но он просто ходит и только осознает. Хотя даже само осознание действительности важно, ибо оно может вызвать у человека боль, а боль - это единственное средство не заснуть сонному человеку вновь. Сонных крысы не боятся, но не любят уже за одно то, что сонный в любой момент может проснуться окончательно, а потому ставят под контроль. Как же проснуться? Если к пробуждению вы подошли вплотную, если вы, имея уши, слышите и, имея очи, видите, то вам недостает уже самой малости - волевого осознанного созидательного действия. Только такое действие отличает бодрствующего от сонного. Но здесь уже начинается новое состояние человека - организованность. И вот таких крысиный король уже не любит, поскольку такие просто швыряются в его магическую корону обычным ботинком и попирают всю его власть. Таких он уже спешит умертвить, но уже может не успеть, потому что организованные - это уже настоящие православные патриоты, это сила, которую можно остановить, только убивая физически, можно остановить, но сложно остановить, ибо, убивая одних, можно ненароком разбудить других, ибо пробуждение заразительно. Какой из этого вывод? Вывод понятен и банален. Пробуждаясь, человек не может не будить окружающих, а значит, он неизбежно приближает великий день - День Пробуждения Святой Руси. Итак... Просыпайтесь! Будящий живет жертвенно и опасно. Будите друг друга, живите опасно. Иначе заснете снова и возможно уже навсегда.
Морозов В.Н.
Москва, Братеево. 23.07.1998. |
|