Начало         Ссылки           Гостевая

 

Благочестивая школа

В.Н. Морозов

"Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото" (Притч 8; 10).

Как нас учил святой праведный Иоанн Кронштадтский:

"Обратись к Богу, Россия, согрешившая перед Ним больше, тягчае всех народов земных – обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели! Больше всех ты согрешила, ибо имела и имеешь у себя неоцененное жизненное сокровище – Веру Православную с Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дщерей, мнящих себя образованными, но истинное образование, то есть по образу Божию, без Церкви быть не может" [“Россия перед Вторым Пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии”. - Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993, стр. 255].

Образование, для возрождения Самодержавной России, ничуть не меньшее поле битвы, чем семья. И, надо признаться, мирские власти Царской России показали самый горький пример, как не надо организовывать школьное образование. К чему привело передача среднего образования из церковных рук в мирские мы сейчас уже знаем.

Можно сомневаться по поводу точных и естественных наук, стоит ли обучение им передавать целиком Церкви, или учитывая их стратегическое значение именно для развития государственной мощи, оставить их под контролем государства, но в том, что гуманитарным и общественным наукам полноценно научить может только Церковь, уже хватит сомневаться, а то опять придется расплачиваться.

Вот как писал величайший педагог, который только мог появиться среди мирян, Константин Дмитриевич Ушинский:

"Современная педагогика, - говорит он, - исключительно выросла на христианской почве, и для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди. Можно ли себе представить, например, сколько-нибудь сносного учителя, который бы не коснулся в школе религиозных истин, если только он не занимается одним механизмом обучения, убийственным для детской головы? Мы требуем, чтобы учитель русского языка, учитель истории и т.д. не только вбивали в голову своим ученикам факты своих наук, но и развивали их умственно и нравственно. Но на чем же может опираться нравственное развитие, как не на христианстве? Дело народного воспитания должно быть освящено Церковью, и школа должна быть преддверием Церкви" [Священномученик Иоанн Восторгов. ПСС, т. 1. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 362].

И кто может лучше самой Церкви создать ее преддверие? Никто.

Священномученик Иоанн в свое время учил:

"Церковная школа назначена для русского православного народа. Мы утверждаем, что ее идея близка и дорога русскому народу, и только этим объясняем то удивительное явление, что церковная школа при всех материальных лишениях, при множестве неблагоприятных условий для своего существования, при постоянной и озлобленной травле со стороны либеральных и радикальных органов печати, неизменно ширилась и росла количественно и качественно" [Священномученик Иоанн Восторгов. ПСС, т. 4. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 577].

Кто лучше Церкви может повлиять на образование Образа Божьего в человеке? Никто.

Священномученик Иоанн учит:

"Нравственное совершенствование юношей, с одной стороны, и воспитание их на радость России, с другой, - вот те основы, которые, по воле Монарха, должны быть положены в основу русской школы, как ее идеал" [Священномученик Иоанн Восторгов. ПСС, т. 3. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 678].

Кто лучше Церкви может правильно осмыслить этот идеал и передать его ученикам? Никто.

Священномученик Иоанн учит:

"Не оттого ли с такою чуткостью, с таким болезненно-напряженным вниманием относятся к делу воспитания детей люди самых различных направлений. Печально зрелище борьбы этих направлений около школы и невинных детей, когда одним хочется воспитать их, по примеру Богоматери, под крылом Церкви, напоить их благочестием, внедрить и вдохнуть в них начала любви к Богу, к ближним, отечеству, любви и послушания Матери-Церкви, - а другим хочется оторвать детей от родной почвы, воспитать на началах чуждых и для этого прежде всего отчуждить и оторвать от Церкви" [Священномученик Иоанн Восторгов. ПСС, т. 2. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 164-165].

И далее:

"Когда ребенку в семье внушают одно, в школе говорят другое, а в жизни требуют третьего: то благовременно пожелать единства воспитания семейного, школьного и общественного" [Священномученик Иоанн Восторгов. ПСС, т. 2. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 254].

Такого единства может обеспечить только Церковь, причем, тем легче, чем больше ей будет в этом помощи со стороны государства.

Только Церковь может прекратить все споры вокруг души ребенка, обратив к нему основные призывы жизни:

- православный мальчик, помни, что ты должен стать настоящим фундаменталистом; а девочка, помни, что ты должна стать благочестивой матерью или монахинею!

- российский мальчик, помни, что ты должен стать убежденным империалистом; а девочка, помни, что ты должна дать своей Империи новых сынов и дочерей или родив их, или вымолив монашеской молитвой!

- русский мальчик, помни, что ты русский; а девочка, помни, что ты должна стать русской матерью или русской инокинею!

Интересы Империи требуют, чтобы ее дети попали в руки Церкви и никакая болтовня о правах и свободах других сил нацеленные на детей не должны смущать Империю, ибо она обязана обеспечить здоровое воспитание своего народа, как бы кому это и не нравилось.

Правильное формирование души детей жизненно важно для Самодержавия, ибо граждане только тогда будут готовы до смерти защищать своего государя, если будут его любить, а любить его будут только в том случае, если научатся понимать и узнают настоящее значение Помазанника Божьего для них и для их страны. Этому может научить только Церковь.

Впрочем, и государство должно приложить все силы для помощи Церкви в школьных делах, и так, как этого Церковь захочет, а преподавание некоторых дисциплин, возможно, и взять на себя.

В женских школах этими дисциплинами возможно должны стать физическая подготовка к материнству, основы здоровой наследственности и домоводство, а в мужских школах точные науки (в первую очередь математика), самбо, Законы Империи и начальная военная подготовка. Остальные необходимые дисциплины (которых должно быть достаточно много) лучше целиком оставить Церкви. Причем, надо помнить, что только Православие может по настоящему научить мальчика переносить физическую боль и лишения и быть готовым к воинскому подвигу.

Последним экзаменом для девочки должен быть или постриг, или роды, а для мальчика срочная служба в армии.

Лучшие из девочек-выпускниц таких школ могут быть поощрены участием во всеимперском конкурсе невест наследника престола, из которых сто лучших будут представлены императору и его наследнику престола в качестве кандидаток на место будущей императрицы (естественно, что у наследника престола должна быть лучшая невеста империи).

Стоит еще учесть, что русские, как основной народ Святой Руси, не должны упускать из-под своего контроля школы других народов Империи, которые обязаны подрожать русской школе, дабы не допустить межнациональных раздоров из-за различия воспитания. Впрочем, если какой либо представитель нерусского народа не захочет учиться в школе, то русские власти не имеют морального права заставлять их. Инородцы имеют полное право на необразованность и на неграмотность. Только русские дети должны учиться в школе, даже если того не хотят, они в правах на необразованность должны быть ущемлены.

Но и инородцы, отказавшиеся учиться должны восполнять недостаток образования хотя бы постоянным прослушиванием здоровой музыки.

Весьма важно в школьном образовании еще и разделение школ на множество типов. Кроме обязательного разделения школ для мальчиков и школ для девочек, необходимо разделение школ по уровням сложности преподавания, ориентированных на различные умственные способности и различные таланты детей. Нужны отдельные школы для детей со способностями ниже средних, и для душевно больных. Необходимы школы для средних детей, для одаренных и для уникальных детей. Также нужны и специализированные школы для детей с четко направленными способностями, вроде музыкальных, художественных, математических и т.п. Нужны и военные детские училища, вроде суворовских и нахимовских, которые бы готовили будущих офицеров Империи.

Особенное значение для улучшения школьного образования имеет и всемерное повышение уровня подготовки учителей, для чего нужно не только материальные затраты, но и государственная программа по повышению престижа профессии учителя. Учителя должны обязательно различаться по чинам и ученым степеням с разницей не только в жаловании, но в целой системе привилегий, которые в помощь Церкви должно предоставлять государство. Как сказал Дмитрий Иванович Менделеев: "Доверие к учителям составляет основу всякого образования" [Менделеев Д.И. "Заветные мысли". - М.: "Мысль", 1995, стр. 240]. Также необходимо огромные научные силы направить на разработку наиболее совершенных методов обучения, которые надо постоянно предлагать на рассмотрение Церкви.

 

Морозов В.Н.
Москва. Братеево.
 
Сайт создан в системе uCoz