Начало         Ссылки           Гостевая

 

Благочестивая экономика

В.Н. Морозов

"Строящий дом свой на чужие деньги – то же, что собирающий камни для своей могилы" (Сир. 21; 9).

Несомненно, что при существовании объективных законов экономики гораздо большую силу имеют законы субъективные, задаваемые субъектами экономических отношений в интересах тех или иных организаций, наций, религий, государств или отдельных лиц. И очень удобно лживым экономистам защищать интересы этих субъектов, прикрывая химерой абсолютной объективности экономики. Поэтому, людям, стремящимся разобраться в настоящих причинах сложившихся экономических ситуаций, важно выяснить, прежде всего, кому те или иные сложившиеся ситуации выгодны, а не обращать внимания на ветреную болтовню профессиональных экономистов о сакраментальности и непреодолимости объективных законов экономики.

Экономика - это либо проститутка жуликов крупного калибра, либо благочестивая служанка Церкви и Империи. Экономику необходимо знать, но, прежде всего, нужно помнить, для чего ее необходимо знать. А знать ее необходимо, для развития мощности здоровых сил, еще существующих в этом мире и служащих Богу. Экономика такая же служебная тварь, как и все прочие твари в этом мире; как и все прочее она должна служить Богу. Иначе, экономика и сама начинает разрушаться и отравляет ядом своего разложения все окружающее.

Сама экономика - это наука отношения общества к своим материальным ценностям, и ничего больше. Общества, обязанные служить Богу всеми своими силами и отношениями, должны служить и экономикой, всеми своими материальными ценностями и всем своим к ним отношением. Однако, поскольку человек привык служить своим страстям, то и экономикой он злоупотребляет для удовлетворения своих ненасытных страстей, неся другим людям одни страдания и разрушения. Чтобы не поддаваться на дезориентирующие экономические требования наших страстей, нужно твердо помнить основные цели и задачи экономики от них не отвлекаться на досужие бредни дипломированных дилетантов, которые привыкли навязывать свое мнение народу через средства массовой информации в интересах антинародных сил.

Наиболее важно для христианина в экономике, это отношение к труду, ибо труд - один из самых важных составных частей служения Богу, как наказание за грехи человеческие.

Митрополит Иоанн учит так: ““Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (2 Фес. 3:10), - свидетельствует Священное Писание. Эти слова первоверховного апостола Павла легли краеугольным камнем хозяйственно-экономических воззрений христианства. В “переводе” на современный язык они означают, что Церковь безоговорочно благословляет лишь производительный труд, направленный на удовлетворение естественных потребностей человеческой природы. Что нормальной, с точки зрения христианства, является только такая хозяйственно-экономическая организация общества, в центре внимания которой находится производитель необходимых материальных благ. “Ничто не будет перед Христом дороже того, что ты сделаешь сам собственными руками”, - еще в IV веке по Рождестве Христовом поучил свою паству блаженный Иероним, знаменитый учитель Церкви.

Нравственное содержание труда как религиозного служения - другое основополагающее утверждение христианства. Оно категорически исключает понимание богатства как цели стремлений, как главного результата хозяйственно-экономической деятельности. “Ничто не приносит столько раздоров, как сребролюбие, - говорил великий современник блаженного Иеронима, святитель Иоанн Златоуст. - Богатство и бедность оцениваются не по количеству достатка, но по образу мыслей: самый бедный тот, кто всегда хочет большего... Будем избегать сребролюбия, которое делает человека нищим, убивает душу, которое есть враг царствия небесного, мать всех зол вместе: будем презирать богатство... Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто (в силу своей высокой духовности - прим. м. Иоанна) ни в чем не нуждается... Не тот беден, кто ничего не имеет, а тот, кто вожделевает много”.

Вскормленный млеком церковной благодати, русский народ в течении десяти веков своей истории руководствовался именно этими взглядами на хозяйственную жизнь. Понимание того, что материальное благополучие благотворно лишь тогда, когда оно рассматривается как средство для духовного преуспевания, помогло сформировать традиционный русский хозяйственный уклад. Вот его основные черты:

- признание безоговорочного приоритета за производительной сферой экономического механизма;

- вторичность кредитно-финансовой политики как средства управления экономикой. (Деньги и не могут “править бал” в хозяйственной жизни страны, ибо тогда держатели этих денег, ничего не производя, не ударив “палец о палец”, становятся господами положения. В этом случае под лозунгом “свободного рынка” создается система управления экономикой спекулятивным капиталом - ничуть не менее централизованная и “командная”, чем прежняя, планово-социалистическая, но гораздо более жесткая и бесчеловечная);

- значительная “идеологизированность” экономики, предполагающая наличие высших нравственно-религиозных целей хозяйственной деятельности;

- мощное государственное регулирование экономики. Государство при этом является не надсмотрщиком или дотошным приказчиком, но гарантом соблюдения общенациональных интересов, защитником экономической безопасности страны.

Надо ли говорить, что экономическая политика, проводимая сегодня в России, направлена (вольно или невольно, сознательно или нет - другой вопрос) на уничтожение традиционного русского хозяйственного уклада, внедрение чуждых нашей морали, недееспособных на русской почве экономических форм, на экономическое разрушение и подавление русской национальной государственности!

Кому это выгодно? Кто стимулирует этот дикий процесс экономической дехристианизации Руси, ее хозяйственного разорения и развала? Ревнители этого коварного и безнравственного плана есть и внутри страны, и за ее пределами.

За рубежом - это, прежде всего транснациональная финансовая олигархия. Эта немногочисленная группа крупнейших, наиболее богатых монополистов, олицетворяющая господство спекулятивного капитала, находится сегодня в сложном положении. Политическая стабильность и материальное благополучие Запада держится на безудержно растущем потреблении. Снижать его темпы нельзя: одурманивание потребительством - единственный способ не допустить человека задуматься о “вечных вопросах”, о смысле своего бытия, о проблемах нравственно-религиозных. (А от таких мыслей - до понимания, что тебя просто используют как рабочую скотинку, как строительный материал для всемирного масонского сверхгосударства - всего один шаг). Так что обеспечение расширенного воспроизводства для Запада есть вопрос жизни и смерти.

Но такая экономическая политика может держаться лишь на ограблении беднейших стран в пользу наиболее “промышленно развитых”. “Золотой миллиард”, населяющий эти “развитые” страны, требует для себя все больших и больших ресурсов. Где же их взять? Конечно, в тех государствах, которые по разным причинам до последнего времени не были включены в сферу экономического притяжения Запада. Именно они должны стать новыми источниками сырья и дешевой рабочей силы. Стоит ли говорить о том, какая участь в этом новом “международном разделении труда” уготована России?... Правильно - плачевная участь дойной коровы, которую будут кормить, лишь бы она до поры до времени не сдохла с голода!

Есть приверженцы подобного типа “реформ” и внутри страны. Кто они - понять несложно. Это представители узкого коррумпированного слоя государственных чиновников, получающие от распродажи народного добра баснословные прибыли; преступные мафиозные группировки, получившие блестящие возможности “отмывать” грязные деньги и накапливать в условиях финансового хаоса огромные богатства, и часть предпринимателей, обманутых мнимыми возможностями быстро разбогатеть, совершенно ошалевших от запаха “легких” денег. Других сил, заинтересованных в продолжении нынешнего экономического беспредела, в России нет!

Не верите - выйдете на улицу, остановите первых попавшихся сто человек (только не останавливайте проезжающие мимо “мерседесы”) и спросите, что они об этом думают... ” [Митрополит Иоанн. “Одоление смуты. Слово к русскому народу”. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 92-95].

Ссудовый спекулятивный капитал не может быть заинтересован в развитии и укреплении производства и торговли, поскольку только слабые производство и торговля постоянно нуждаются в ссудах и зависят от ссуд, соглашаясь на самые драконовские проценты. Для создания себе благоприятных условий ограбления производителей и торговцев, процентщики делают все возможное для разрушения экономики той страны, в которой они орудуют, подрывают народный достаток и снижают уровень жизни. Именно по этой причине, среди процентщиков так много инородцев и иноверцев, которых меньше мучает совесть, и не сдерживают моральные принципы при виде бедственного положения народа.

Для национального и тем более православного правительства ситуация банковского произвола не может быть терпима, ибо оно не только с заботой относится к своему народу, но и напрямую заинтересована в укреплении мощи своего государства. Православный монарх нуждается в хорошо развитом производстве, как сельскохозяйственном, так и в промышленном. А потому, в восстановлении православной монархии должны сыграть самую значительную роль именно отечественные производители, а противится такому восстановлению именно банки и прочие процентщики (преимущественно инородные и неправославные). Но кроме православной монархии нет, и не может быть системы, защищающей и производство и торговлю, ибо у процентщиков слишком много денег, для того чтобы купить тех, кто не является полноценным хозяином своей страны.

Митрополит Иоанн учит так: “Единственной возможностью избежать дальнейшего ухудшения положения, хаоса и гибели России как государства, а русского народа как духовной и этнической целостности является немедленное возвращение страны на путь ее естественного, экономического развития. При этом в полной мере должен быть использован весь положительный опыт: как до-, так и послереволюционный” [Митрополит Иоанн. “Одоление смуты. Слово к русскому народу”. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 108].

“Восстановление исторической преемственности русской жизни в этой области должно, в общих чертах, свестись к следующему:

- Необходимо восстановить отношение к труду как к служению, имеющему непреходящую нравственную ценность, а не как к средству заработка, обогащения или удовлетворения прихотей.

- Следует незамедлительно пресечь лихорадочные попытки превратить наше общество в “общество потребления”, усилия внедрить в общественное сознание идеалы обогащения любой ценой, потребления как главной цели общественного развития.

- В центр хозяйственной жизни страны должен быть поставлен производитель необходимых товаров и продуктов, но не коммерческий посредник, наживающийся на перепродаже, ничего не производя. Производство должно исходить из необходимости разумного удовлетворения необходимых потребностей человека, а не из погони за прибылью.

- Государству необходимо вернуть себе контроль над экономикой, восстановить управляемость народно-хозяйственным комплексом.

- Должна быть восстановлена многоукладность хозяйства, основанная на действительном равноправии форм собственности при тщательнейшем соблюдении принципа социальной справедливости...

Надо быть реалистами. Ни казарменный социализм, ни дикий капитализм не пригодны для России. Стоит забыть обо всех “измах”, прекратить насиловать страну в угоду непомерным аппетитам новоявленных “собственников” и действовать, исходя из христианских, традиционных особенностей нашей жизни. Все это многим здравомыслящим людям давным-давно понятно, да вот, поди же ты - почему-то не делается!” [Митрополит Иоанн. “Одоление смуты. Слово к русскому народу”. - СПб.: “Царское Дело”, 1995, стр. 111].

Ни капитализм, ни социализм не способен заменить православного Царя, поскольку они не только основаны на лжи, но и созданы врагом рода человеческого с целью ограбления, порабощения и, в конечном счете, уничтожения народов.

Экономическая основа демократии - финансовый, спекулятивный капитал. Это им сконструирована современная бездуховная “технологическая” цивилизация, в которой человек лишается последних остатков совести и душевного здравия, превращаясь в полуживотное-полумеханизм - безличный винтик в гигантской машине, имеющей единственную всепоглощающую цель: деньги, деньги, деньги...” [Митрополит Иоанн. “Самодержавие духа. Очерки русского самосознания”. - СПб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1994, стр. 345].

Яснее митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна невозможно сказать.

Экономическая основа самодержавия - производственный и торговый капитал. Это им строится материальная мощь государства, содержится армия, продвигается наука, возводятся величественные соборы. В извечном противостоянии христианских купцов, земледельцев и промышленников с иноверными ростовщиками решается судьба отечественной экономики и политики. Отступают от Бога христиане, и отдает Господь их страну в руки инородной и иноверной демократии. Обратятся вновь отечественные предприниматели (производители и торговцы) к Богу и даст им Царя, стойко оберегающего их экономические интересы.

Хорошим показателем в заинтересованности развития отечественного производственного капитала является налоговая политика. Она наглядно показывает, кому служит настоящая власть. Если производство облагается большими или, что еще хуже, прогрессивными налогами, то правящая власть этим демонстрирует свою антипроизводственную сущность. По этому поводу писал еще Дмитрий Иванович Менделеев:

"Облагать прогрессивно полезно, быть может, только капитал пассивный, т.е. денежный и во всяких доходных бумагах,… а всякий капитал, приложенный к делу, к торговле ли, земле ли или промышленности, облагать прогрессивно – значит задерживать рост промышленности" [Менделеев Д.И. "Заветные мысли". - М.: "Мысль", 1995, стр. 366].

Ярким различием между православной и неправославной экономикой является сам принцип роста прибылей производителей и торговцев.

При неправославном подходе основой роста прибылей является увеличение потребления товаров, что приводит к поощрению и созданию капризов моды, и разжигания тех страстей человека, которые обеспечивают нужду в средствах их удовлетворения.

Православный подход к увеличению прибылей от товаров и услуг совсем иной. С православной точки зрения богатым человеком является тот, у кого меньше всего потребностей. Аскет, довольный своим рубищем и своей постной похлебкой гораздо богаче, чем вельможа, который купается в золоте и яствах, но недовольный и неудовлетворенный ими. При таком принципе рост прибылей производителей должен сочетаться со стабильным жизненным достатком здоровых многодетных семей, мало интересующихся предметами роскоши и моды. Это возможно только путем поощрения чадородия, государственной поддержкой производителей и торговцев в борьбе на внешних рынках и постоянным снижением себестоимости при сохранении качества.

Однако, при увеличении чадородия, материальные потребности могут увеличиваться не только количественно, но и качественно. При достижении угрозы переселения территорий потребуются новые технологии во всех областях производства и экологии, государственная наука (и в первую очередь медицина) потребует нового научного оборудования, при поиске новых территорий возникнет острая потребность в новых видах военной и космической техники, что будет постоянно увеличивать прибыли отечественного производства.

Такие раскладки, правда, не могут быть одобрены ростовщическим капиталом, для которого выгоден только неправославный подход к прибыли. Именно поэтому, в православной империи не может быть места никаким банкам и ростовщическим конторам, а денежные вложения в развитие торговли и промышленности могут осуществляться только государственной казной. Только Государь заинтересован, не закабалять, а развивать своими займами торговлю и производство, принадлежащих его гражданам. Он в этом заинтересован по двум причинам:

1) развитое производство создает материальное благополучие в народе, увеличивая тем самым его поддержку Монарха (в которой временщики не имеют такой острой нужды);

2) развитое производство обеспечивает экономическую независимость государства, а значит, укрепляет позиции Монарха в международных отношениях (что, для паразитов-временщиков имеет гораздо меньшее значение).

Для поддержки производства монархическая власть может организовать производительные силы в государственные профсоюзы, через которые можно эффективно контролировать отношения между работниками и работодателями, защищая интересы обоих сторон на благо Империи. Государственные профсоюзы нужны монархии для укрепления хозяйственной жизни страны, для устранения злоупотреблений и несправедливостей в производственных отношениях (что несомненно должно усилить государство), для улучшения государственного контроля над производством (что должно обеспечить его стабильное развитие). При этом существование негосударственных профсоюзов становится вредной бессмысленностью.

 

Морозов В.Н.
Москва. Братеево.
03.08.1999

 


Сайт создан в системе uCoz