Начало         Ссылки           Гостевая

 

Антихрист (ч.III)

В.Н. Морозов

3. ВЫВОД

“Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!” (Мф. 23, 37).

“Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у не имеющего отнимется и то, что имеет;

Врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим” (Лк. 19, 26-28).

“В наши дни совершенно ясно, что борьба света и тьмы приближается к своей решающей фазе. Она все усиливается, и мы, христиане, не можем, не имеем права оставаться здесь безучастными, но обязаны всей душой, всем разумом, всей крепостью своей помогать силам Света, прильнуть как можно теснее к Господу и Богу нашему, да не погибнем и мы с предназначенными к погибели силами тьмы” [7, стр. 7-8].

И не так уж грозен и страшен враг, как его малюют, он силен только нашей слабостью, он деятелен, только за счет нашей бездеятельности, он опасен только по причине нашей беспечности.

В общем стремительном потоке апостасии враг гребет по течению, поэтому у него так легко все и получается.

Апостасия, как разрушение связи с Богом, нарушает связь с Единственным Источником существования. В результате наступает постепенное самоуничтожение космоса. Мировая энтропия, уравнивая температуры и расщепляя частицы, уничтожает материю; мировая инволюция, складываясь из постоянных мутаций, приводит к деградации и вырождению биологических видов; мировой эгалитаризм, размывая иерархичность и власть, размывает межчеловеческие отношения. Апостасия прогрессирует и всякая тварь, несущаяся в общем потоке этого прогресса, достигает легкого успеха в своих прогрессивных делах, даже не обладая ни духовным или физическим здоровьем, ни элементарным интеллектом. А самые одаренные личности, обладающие редкой духовной, умственной и физической мощью, гребя против всеразрушающего потока, достигают своих реакционных результатов с неимоверными усилиями.

Однако, как не трудно двигаться против всеобщего саморазрушения, но всякому, сознательно и окончательно вставшему на этот путь, даются все необходимые силы в нужном количестве, поскольку это путь служения Богу.

Для чего же оставлены Богом все трудности нашего служения Ему? Без них мы бы не смогли выразить свою любовь к Нему, ибо радение в преодолении этих трудностей - единственное что мы можем для Него делать.

Митрополит Иоанн: “Нет, зло, в каком бы виде оно ни пыталось реализовать себя, как бы ни простирало свое влияние и власть в среде человечества, никогда не определяло и не будет определять жизнь людей. Промысел всемогущего, непостижимого, неведомого Божества и свободная воля человека - вот две силы, движущие мировой исторический процесс!

Да, бывают люди, сообщества, религиозные системы и целые государства, злоупотребляющие свободой нравственного выбора и склоняющиеся - сознательно или несознательно - ко злу как к своему духовному и деятельному источнику. Да, их политическая, социальная и религиозная практика исторически преемственна и может быть ретроспективно отслежена до глубокой древности. Существуют и отшлифованные веками технологии этой разрушительной практики. Но - не существует и не может существовать в мире силы, способной управлять ходом общественного развития, и уж тем более - предопределять его результат.

Силы зла обретают в своевременном мире все большую власть. Но происходит это не из-за того, что их носители как-то по-особому умны и предусмотрительны. Нет, зло возрастает по мере того, как мы сами (!) отступаем от Заповедей Божиих, добровольно отсекая себя от животворного Источника добра и правды, справедливости и любви. Это не есть результат “заговора”, но печальное следствие всемирной апостасии и может быть правильно понято и оценено лишь в рамках христианской эсхатологии, но не примитивных поисков виноватых во всем “заговорщиков”.

Впрочем, сие не отменяет наших обязанностей по мере сил бороться со злом во всех его формах, в том числе и социально-организованной - политической, экономической или религиозной...” [69, стр. 286].

“Вопрос сейчас стоит так: успеем ли мы осознать всю опасность положения и принять необходимые меры прежде, чем процесс распада станет необратимым? Хватит ли у нас мужества не останавливаться на полдороге в понимании причин событий и глубины происходящих в мире перемен? В принятии необходимых мер для предотвращения гибели народа и страны? Сумеем ли мы подняться над временными противоречиями и мелкими страстишками до осознания своего всенародного единства, своего исторического, гражданского и религиозного долга? Пока еще - есть возможность остановиться на краю пропасти. Горе нам, если мы упустим ее из-за игры честолюбий или упрямства догматиков от политики, вялости мысли или паралича воли, боязливости или безответственности...” [70, стр. 81-82].

Итак, как же нам реагировать на прогрессирующее всеобщее разложение? Прежде всего, личным и соборным покаянием.

Митрополит Санкт-Питербургский и Ладожский Иоанн пишет об этом так:

“Прежде всего - надо вернуться в Церковь. Надо очистить место святое - душу человека - от тряпок и побрякушек, от навязанных ей ложных ценностей и восстановить в правах попранный и оплеванный смысл жизни человека. Жизни как служения Богу, зовущему нас к Себе: “Придите ко Мне вси труждающиеся и обременнии, и Аз упокою вы” (Мф. 11: 28). Надо откликнуться на этот Отчий зов, прийти с покаянием, не скрывая нынешнего своего убожества и срамоты, прийти с молитвой и верой, и тогда - силен Бог очистить наши сердца и восстановить в них мир и покой осмысленного бытия...

...Господь милосерд и нелицеприятен: всякую искренне обратившуюся душу приемлет с радостью и любовию, омывает от грехов и неправд благодатию Своей, утешает утешением возвышенным, духовным, о котором суетный мир не имеет даже приблизительного понятия. Лишь только начнем нелицемерно - появятся и силы, и умение, и святая, жгущая сердце ревность” [70, стр. 12-13].

“Покайтесь, пока не поздно! Невиновных нет - “все развратишися, непотребни быша”.

Вот уже несколько лет, как по всем законам земным и человеческим расчетам Россия должна пылать в огне гражданской войны, гибнуть во мраке и гладе хозяйственной разрухи, безвластия, беззакония и хаоса. Что же удерживает ее от этой страшной судьбы? Наше рачение и предусмотрительность? Нет! Наша бдительность, мудрость и мужество? Нет! Наше единство, сила и верность долгу? Нет!

Промысел Всеблагого Бога, попирая “чин естества”, сокрушая неизбежность земных закономерностей и расчеты многоопытных губителей, хранит Русь на краю пропасти, милосердствуя о нашей слепоте и немощи, давая - в который раз! - время одуматься, раскаяться, перемениться.

И что же? Пользуемся ли мы этим щедрым, незаслуженным даром? Увы, мы ищем оправданий, усматривая причины происшедшего где угодно: в неблагоприятных исторических условиях, в предательстве вождей, в недостатках ближних, во внешнем влиянии - но только не в самих себе! Полно глумиться над истиной - Бог поругаем не бывает! Мы сами, со своими пороками и страстями: властолюбием и тщеславием, завистью и лицемерием, высокоумием, превозношением и маловерием - причина всех бед!

Да, злобная сила, жаждущая нашего уничтожения, обладает в современном мире огромной мощью и властью. Да, на службу ей был поставлен многовековой опыт разрушения, дьявольское искусство растления и обмана. Но это не оправдание!

Кто не чувствует за собой греха - заблуждается безмерно и пагубно. Виноваты все...

Ужели не давит тяжкий груз ответственности на нашу совесть? Опомнимся - безмерно велика доля вины нашей в нынешнем разорении и позоре! Словно в насмешку, мы живем сегодня ценой крушения величайшей державы мира - не нами созданной - проедая и пропивая остатки исторического наследия, оставленного народу русскому его славными предками.

Если бы, осознав беду, мы - объединившись во спасение России - устремились на борьбу с бесовщиной и нечистью! Мы могли бы загладить свои беззакония, соблюдая избранницу Божию - землю Русскую - в благолепии и чистоте, целомудрии и умиротворении.

Мы должны были озаботиться духовными и житейскими нуждами своего народа, восстановить разрушенное и вернуть нашу жизнь в ее историческую колею, развороченную социальными катастрофами и страшными войнами ХХ века. Мы должны были обеспечить уважение старости и безмятежное возрастание юности. Святость семейному очагу и достоинство честному труду. Единство народному телу и свободу - русской душе. Так! Таков был наш долг перед Богом, доверившим нам Россию, в нелегкий час.

Что же сделали мы? Равнодушно смотрели, как осмелевшие святотатцы и кощунники, стяжатели и честолюбцы растлевают молодежь и грабят стариков, сея по всей земле ядовитые семена ненависти и раздора, алчности и лицемерия!

...Покаемся же - и теплой, сердечной молитвой испросим у Господа сил для стояния во истине и беззаветного служения ей! Знает Сердцевед Бог, сколь тяжел русский крест, сколь коварен враг, сколь лют и несносен дух уныния, нашептывающий нам: “Погибла Святая Русь! Умерло былое благочестие в народе русском, померкла державная мощь России!” Не верьте ему, братия и сестры, - он лжет! С Божией помощью - управим маловерные сердца наши, отвечая супротивным силам словами Священного Писания: “Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!” (Ис. 8: 10).

...Не обманывайтесь, соотечественники: пока мы отвергаем целительное “иго и бремя” евангельских заповедей, оскорбляя святыню ложью и пренебрежением - далеко стоит от нас Господь, предавая в руки скорбей и бед, чтобы хоть так вразумить тех, кто еще способен ко вразумлению.

... Запомните все: не покаемся - не очистимся; не очистимся - не оживем душою; не оживем душою - погибнем. Кто желает еще слышать глас увещевания, вслушайтесь в слова пророчеств святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, задолго до катастрофы 1917 года предостерегавшего русское общество: что ждет Россию, если...

“Если не будет покаяния русского народа, конец мира близок. Бог... пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами”.

“Откуда эта анархия, эти забастовки, разбои, убийства, хищения, эта общественная безнравственность, этот царящий разврат, это огульное пьянство? От неверия, от безбожия... На почве безверия, малодушия, безнравственности совершается распадение государства. Без насаждения веры и страха Божия в населении России она не может устоять. Скорее к твердому и непоколебимому пристанищу веры и Церкви!”

... “Горе тебе - лукавый, непокорный, неблагодарный человек! Все бедствия нынешние, постигшие Россию, постигли ее из-за тебя! Но смотри, скоро наступит и день твоего праведного, страшного воздаяния вечного. Трясись, трепещи. Человек, недостойный этого великого имени и скоро жди праведного суда Божия”.

“Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к святой Церкви - матери своей - и будешь победоносна и славна, как и в старое верующее время. Полно надеяться на свой кичливый, омраченный разум. Борись со всяким злом данным тебе от Бога оружием святой веры, Божественной мудрости и правды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью твоих сынов”.

Братия и сестры! Возлюбленные! Горе нам, если мы и сегодня не прислушаемся к предостережениям великого кронштадтского старца! Не бывать тогда возрожденной Святой Руси, а нам всем - строго отвечать перед нелицеприятным судом Божиим за то, что презрели свое служение народа-богоносца, предали святыни веры и малодушно уклонились от брани духовной. Да не будет сего!” [70, стр. 57-62].

А вот как на эту тему пишет архимандрит Исаия (Белов):

“Если русский народ покается, обратится к Богу и сделает Православную веру основой своей жизни - тогда Россия спасется, вновь процветет и станет великой державой. Если нет - исчезнет с исторической арены, растворится среди прочих народов... Всем, кто стремится увидеть Россию великой Православной державой, хотелось бы напомнить, что подлинное возрождение нашей Родины зависит не от внешних обстоятельств - расстановки политических сил, борьбы партий, военного или экономического потенциала. Оно зависит от каждого из нас, от наших молитв и благочестивой жизни” [2, стр. 5].

Святитель Феофан Затворник:

“Помните историю судей Израильских. В продолжение четырехсот лет повторялся у них следующих ход событий. Как скоро отступали от правил жизни, заповеданных им Богом через Моисея и перенимали новые у соседов, тотчас были предаваемы в плен сим самым учителям их. Когда каялись и возвращались к прежним нравам, Бог посылал им избавителя и освобождал их из-под ига. Если снова уклонялись, - снова подпадали игу рабства; и когда исправлялись, были снова освобождаемы. Так было раз до 12-ти, - будто нарочно для того, чтобы хорошенько затвердили они, а через них и все, что от правил жизни, Богом преданных, уклоняться нельзя безнаказанно, что кто это делает, гнев Божий привлекает и подрывает благоденствие и независимость государства. Какого рода ни было бы сие отступление, все оно - как дело Богоборное, небезопасно” [2, стр. 54-55].

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

“Россию куют беды и напасти. Не напрасно Тот, Кто правит всеми народами, искусно, метко кладет на свою наковальню всех подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами пред твоим небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала!” [2, стр. 255].

Святитель Тихон, патриарх Московский:

“Плачьте же, дорогие братия и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах вашего Отечества, пока оно не погибло до конца... Богаты и бедные, ученые и простецы, старцы и юноши, девы, младенцы - соединитесь все вместе и умоляйте милосердие Божие о помиловании и спасении России...” [70, стр. 76].

Может быть, только ради нашего покаяния Господь и послал все беды на нас и нашу страну.

“Не упустим же благоприятного времени для покаяния. Чем больше приготовляемся к страшному суду, тем с большею славою явимся в последний день, а чем чаще будем размышлять о нем, тем спокойнее встретим свою смерть” [71, стр. IV].

Другое условие, необходимое, для отодвигания времени пришествия антихриста, это молитва старцев, и послушание этим старцам. Потому что мало того, чтобы праведные люди молились о нашем спасении, надо, чтобы и мы сами стремились к нему. Против нашей воли, нас никто в Рай не затащит. Харизма старчества близка по значению харизме пророков, ибо через старцев нам открывается воля Божия, которую нам никак по-другому не узнать. Поэтому, только то православное патриотическое движение может хоть чего-нибудь путного достигнуть, которое поставит себя в максимальное послушание к старцам.

Послушание старцам, это единственная форма послушания Церкви, которая может обойти любые искушения, связанные с пленением клира светскими властями, ибо волю Божию, узнаваемую через праведного старца поставить под тотальный контроль мировой системы не возможно.

Именно непререкаемый авторитет клира поставил под этот контроль католичество, и теперь оно ползет на соединение с иудейством, для последующего слияния во всемирной религии антихриста. У нас же, благодаря тому, что главой Православия является Сам Христос, а не папа, Русская Церковь может вывести нас из под тотального контроля, даже если Сама находится в пленении.

“Русская Церковь, - корень и вершина России, - одна только и устояла под натиском революции... Она победила в Самой Себе яд распутинства, который и Ее пытался отравить, не поддалась ударам, угрозам, разложению и разврату большевизма. Она спасла и спасает душу русского народа, все его величайшие нравственные ценности. Ей и в будущем предстоит огромная задача морального очищения всей России” [72, стр. 40].

И третье необходимое условие для отодвижения прихода антихриста - мученическая кровь и исповедничество.

“Христова Церковь есть еще Церковь воинствующая; она еще под крестом, что испытала она в гонения Нерона, при котором сила мира обнаружила всю зверскую злобу свою против Церкви Божией” [3, стр. 104]. Эта злоба не утихла и до сих пор, и всякому христианину надо о ней знать и быть готовым испытать на себе ее проявления.

Старец афонский иеросхимонах Аристоклий учил так: “Надо много и много пострадать и глубоко покаяться всем, только покаяние через страдание спасет Россию” [2, стр. 229].

Можно, конечно в некоторой степени, считать кровью за Христа защиту Белого Дома в 1993 году или войну с чеченскими бандитами, но скорее всего настоящему мученичеству еще предстоит прийти. Причем, даже если Россия и возродится, в окружении явно антихристовых стран ей придется постоянно отмывать грехи своих сыновей мученической кровью. Во всяком случае, рассчитывать на какой-то успех нашему народу без страданий и исповедничества неразумно.

И так, где же наше покаяние? Его ждали сразу после крушения большевизма, еще при Горбачеве. Казалось бы, начали строить храмы, даже Храм Христа Спасителя; вроде бы, такая большая людская волна хлынула в храмы креститься и венчаться; даже Борис Ельцин со свечкой пришел в храм на Пасху, что еще надо? Но эта волна, на самом деле все больше обнаруживает свою природу сиюминутной моды. Знает ли Борис Николаевич Символ Веры? Спросите Символ Веры у всех венчающихся пар, знают, во что хоть верят и для чего венчаются? Неизвестно.

Настоящего покаяния у людей не видно. Не с покаянием люди обращаются в Православие, а с любопытством, как бы приобщаясь к некой мировой Христианской культуре, которую воспринимаю чисто эстетически. Стоят такие эстеты в храме, слушают хор, смотрят на иконы, и даже к таинствам Церкви относятся как-то эстетически. Не все, конечно...

Три болезни в современном человеке развиты особенно сильно, что и отражается на его подходе к Христианству.

Во-первых, интеллигентщина (эстетическое восприятие мира, половые извращения и болезненное юдофильство).

Во-вторых, пролетарщина (мозговая лень и жалкое самодовольство, то есть воинствующая ограниченность). Такие пациенты просто используют храмы как место установки свечей из за смутного суеверия.

И в-третьих, барыжничество (определяется безошибочно по любви к рекламе). Барыги, посещают церкви чисто для блезира.

К сожалению, этим трем болезням подвержено большинство современного общества, считающего себя православным, и очень часто всеми тремя болезнями человек болеет одновременно.

О каком покаянии тут можно говорить?

Но самой сильной проблемой обращения народа в Церковь в наше время является нарушение преемственности мирского мужского служения. Как известно, Церковь устояла благодаря “платочкам” (богомольным бабушкам) и монашеству. Некоторое время верующих мужчин-мирян почти не было, и понимание мужского служения в миру осталось только в книгах. Поэтому православный мирянин в наше время очень часть старается спасаться или как монах или как женщина, пользуясь примерами из христианской жизни, которые ему доступны. И живут такие “прелестные создания” тише воды, ниже травы, стараясь никого не обидеть, никуда не высовываться, только: храм, семья, дети.

Если не брать в пример святителей и преподобных монахов, если не брать в пример мучеников и исповедников, послуживших Богу через мучения и смерть за Него и если не брать ветхозаветных святых, то остаются примеры только равноапостольных и благоверных князей, которые показывают путь мирского служения Богу, через общественное, организованное служение ближнему. Это и Владимир, и Александр Невский и Дмитрий Донской, все они, ведя праведную личную жизнь, всех себя обращали на служение своему народу, который и устоял только благодаря этому служению.

Пока православные миряне не вернулись к своему организованному общественному служению, недостающее звено будет давать сбой и возрождение России (единственное, что может задержать установление царства антихриста) откладываться на неопределенное время.

Не смотря на то, что насильно, “за уши” в Рай никого не затащишь, все же соборное покаяние в стране может произойти только организованно, а не стихийно. Все надежды на какое-то стихийное покаяние в народе тают как первый снег, и те, кто исключает его организованную форму, все более впадают в скептицизм, типа: “да, народ не кается и не спасется, но и вы, враги России, погибните на Страшном Суде”. Так прям русский народ и креститься бежал стихийно, ни с того, ни с сего, захотев души спасать. Если бы, в свое время, святой равноапостольный великий князь Владимир не организовал массовое обращение в истинную веру Руси, то она может быть и без него бы обратилась, но тогда бы был послан Богом другой организующий равноапостольный князь, иначе никак.

“Необходимо воцерковление всех областей народной жизни - общественной и государственной так же, как личной и семейной” [70, стр. 27]. Однако, у каждого человека есть своя свободная воля, и если люди сами не захотят спасаться, то никакие внешние воздействия не помогут. Соборное покаяние народа можно организовать, но заставить людей каяться невозможно. “Нельзя учредить Святую Русь ни указом, ни постановлением, ни на конференции, ни на съезде. Ее можно только вымолить - с покаянием и смирением” [70, стр. 27]. Поэтому, если, не смотря даже на молитвы праведных старцев, духовенства и монашества, Россия не захочет каяться, то, насколько бы хорошо организованной не была общественная работа, ничем ее не спасти, она должна будет погибнуть.

Однако, всякий православный мирянин должен любить Россию и русский народ, а если это трудно, то надо себя заставить. Надо любить свой народ и заботится о нем, ибо сам народ в этом нуждается (хотя и не всегда осознает), а всякий нуждающийся, это ближний, которого возлюбить учит Евангелие.

Необходимо наше радение о своем народе, необходимо его оберегать от всяческих сект и ересей, как малого ребенка. Проявляя здоровую религиозную нетерпимость, ведь массовое распространение различных лжеучений “является очередной духовной диверсией против русского народа. Цели ее ясны: 1. Дискредитация христианских духовных ценностей; 2. Отвращение от Православия как можно большего числа людей; 3. Вовлечение в сатанинскую секту духовно неокрепшей молодежи для растления и погубления душ” [73, стр. 23].

Не менее жестко надо относится и к прочим врагам нашего многострадального Отечества.

Когда гибнет народ, когда он доведен до края страшной бездны, в основном благодаря эгоизму интеллигентов, пролетариев и барыг и детской беспомощности простых мирян, было бы форменным безумием соблюдать какие либо условности мира сего по отношению к первым, для защиты последних. В этой реальности, сам страх Божий заставляет нас помочь своему народу всеми допустимыми способами, и делать это надо организованно. Объектом защиты могут быть только больные, женщины и дети, все остальные христиане должны быть субъектами защиты, и те, кто этого не хочет принимать, сам ставит себя в число саботажников и дезертиров, навлекая на себя гнев Божий.

“Россия рухнула на наших глазах не потому, что русский человек был силен во зле и злобе, наподобие немцев, а потому, что он был слаб в добре, и в роковой час истории (1917) он не сумел извлечь из своего добродушия и утомления, из своей улыбчивой, песенной и ленивой души - ту энергию воли, ту решимость поступка, то искусство организации, то умение сопротивляться злу силой, которых потребовал от него час испытания. Русский человек оказался слабым в добре и подчинился нерусским людям, составляющим в стране ничтожное меньшинство (около 50000 большевиков), но зато оказавшимися сильными во зле, сильными бессовестностью и волею к власти, сильными прямым свирепым убийством” [74, стр. 56].

“Но на что же тогда надеяться? Нельзя же без надежды!

У нас две надежды. И прежде всего на Бога, что не до конца прогневался и помилует. Во-вторых, на духовное оздоровление русского народа во всех его племенах, ...но то, что мы - сами... сможем сделать, сердцем продумывая, ответственно выговаривая и делами осуществляя русский великодержавный интерес. Россия может быть освобождена и возрождена только русскими!” [74, стр. 142].

Правда и другие православные народы следует привлекать для решения нашей проблемы, поскольку сами они инициативы не проявят. Их реально привлечь хотя бы потому, что деваться им явно некуда. “...Православным народам остается выбирать: или им объединиться и предотвратить катастрофу, или, один за другим, подвергнуться уничтожению” [70, стр. 88]. Но организующей силой может быть только русский народ, так как другие православные народы находятся еще в более жалком положении.

Еще священномученик протоиерей Иоанн Восторгов перед самым крушением Православной Империи предвещал неминуемую победу патриотических сил:

“По-прежнему в единении единомышленников, по-прежнему в единении и союзе святой веры, родной Церкви, в союзе любви к Царю и отечеству будем словом и делом являть наше исповедание.

В этом сила, в этом спасение, в этом залог нашей неминуемой победы в будущем. Да, оружие в конце концов выпадет из рук революции, и победа будет на стороне людей чести, долга, мира и порядка. Победа будет наша!

Да воскреснет Бог и расточатся врази Его! Яко исчезает дым, да исчезнут! Аминь” [75, стр. 86].

И само пришествие антихриста необязательно должно наступить в наши дни. Есть частное богословское мнение равноапостольного Николая Японского, что время антихриста еще не наступило.

“Вспомните, как апостол Павел убеждал Солунян “о пришествии Господа не спешить колебаться умом”, что хотя тайна беззакония уже деется, но кончина не теперь. А когда? “Проповестся сие Евангелие царствия по всех вселенной, во свидетельство всем языком, и тогда приидет кончина”. Но что яснее и вернее, а также и утешительнее сего указания! Еще большая половина язычников вселенной не слышала Евангелия царствия. А и слышавшая разве должно усвоила его? Разве у европейских народов Евангелие проникло до глубины сердца? Нет, оно еще на поверхности их душ. И это потому, что западные народы слушают Евангелие, затемненное извращениями католичества и протестантства; Россия слушает всесветлое Евангелие непросветленным еще, невежественным, неразвитым умом и неуглубленным сердцем.

...Истина Христова и благодать Святого Духа всею своею силою должны войти в человечество и произвести полное свое действие. Тогда только настанет зрелый возраст человечества: этот великий организм станет во весь свой рост, и станет столько добра творить, насколько способна созданная Богом Творцом и оплодотворенная Богом Спасителем природа человеческая. Еще древние пророки провидели и в восхитительных чертах изображали это время, когда “не будет пути нечистого и не заблудят люди, не будет льва и никакого зверя лютого, а волки и агнцы будут пастись вместе”; тогда “будут едино стадо и един пастырь”, по вожделенному слову Самой воплощенной Истины. Далеко-далеко еще человечеству до этой вершины! А потом оно пойдет вниз и спустится до таких глубин зла, до которых и пред потопом не достигало; жизненные силы света и добра почти вконец иссякнут в одряхлевшем человечестве, - тогда-то, и не раньше как тогда, настанет конец мира” [76, стр. 296-297].

Итак, хоть мы и в тяжелом состоянии, эсхатологичность данной ситуации небывало высока, но тем не менее, все еще можно исправить. Может быть и прорвемся, не все так плохо. Главное, чтобы в наличии были три составляющих компонента: 1) соборное покаяние народа, 2) молитвы старцев и хотя бы элементарное послушание им, 3) смиренное перенесение трудов, страданий и скорбей, вплоть до принятия мученичества. И только тогда можно будет серьезно говорить о возрождении нашей России.

Вот как нас учит преподобный оптинский старец Анатолий: “Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Не все же, не все погибнут...

Ничего, ничего не бойся только. Бог не оставит уповающих на Него. Надо только молиться, надо всем каяться и молиться горячо...

А что после шторма бывает? ...Будет штиль.

...Явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем. Богом предназначенным. Так это и будет, явленное всем чудо” [58, стр. 130].

Впрочем, это сказано нам для того, чтобы мы “только не боялись”, не унывали, оправдывая своим унынием бездеятельность и лень. Возрождения России необходимо достигать, но результат сам по себе не так уж для нас важен, поскольку он целиком в руках Божиих и как Ему будет угодно, пусть так и будет. Гораздо важнее наше старание, наше радение об этом Возрождении. Только за наше радение Господь нас и спросит, а не за результат. И надо Богу служить, даже если, к нашему несчастью станет видно, что никакого утешительного результата не будет, надо стараться и радеть по Бозе при любых раскладах судьбы и Россию любить ради Него, и возрождать ради Него, благодаря Его за все, что у нас будет получаться.

 

Совхоз “Московский”, Братеево.

Январь 1996 - март 1999

 

Сайт создан в системе uCoz